Примета встретить батюшку

Бытовые подробности, или Плохая ли примета — встретить попа?

Журналист Валерий Панюшкин задает вопросы, а о.Сергий Круглов вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, каково быть священником в быту.
Забавный эпизод, рассказанный Вами, батюшка, (про то, как некая женщина, встретив Вас на лестнице, перепугалась, что в доме, стало быть, кто-то умер, раз пришел поп), заставил меня вспомнить еще пару забавных эпизодов с участием священников и спросить Вас, каково это — быть священником в быту.
Было такое время (до того еще как Москва и Подмосковье стали непроезжими из-за пробок), когда семья моя жила постоянно на даче. Каждый день я ездил с дачи на работу в город и каждый вечер возвращался.
И вот однажды возвращался поздно. Шоссе было пустое. Почти уж доехав до дома, я увидал вдруг на обочине сельского нашего батюшку отца Александра. Он копался что-то под капотом старенькой своей «Оки». Очевидно было, что машина безнадежно сломалась, не доехав всего пару километров до церкви и домика приходского священника.
На секунду у меня в голове мелькнула мысль, что странно как-то — пожилой и грузный священник не «голосовал», не просил о помощи проезжавших по дороге водителей, а копался в моторе сам, на холоде и в темноте без фонаря. Ну, подумал я, наверное нету никого на шоссе об эту пору. Остановился, поздоровался, предложил помощь, и помощь была с благодарностью принята. Я подцепил батюшкину «Оку» тросом к своей машине и доволок до церкви. А там, прощаясь, отец Александр вдруг сказал мне:
— Молодец, остановился, не побоялся.
Я не понял:
— Чего не побоялся?
— Ну, — улыбнулся батюшка. — Попа встретить на дороге — это ж ведь плохая примета считается.
В другой раз я вез оптинского иконописца батюшку Илариона в Оптину. Напросился посмотреть, как они работают.
Путь долгий. Я вел машину и, что греха таить, превышал скорость. Разумеется, был остановлен гаишниками и, разумеется, должен был быть оштрафован. Инспектор повел было меня в свою машину составлять протокол, но тут отец Иларион вышел из моей машины размять ноги.
— Так вы батюшку везете, Валерий Валерьевич? — прошептал инспектор уважительно. — Что ж сразу не сказали? Я ж не заметил. Поезжайте. Поосторожнее.
Отдал мне права и не оштрафовал. А я подумал, что поп в машине — это, оказывается, что-то вроде мигалки. Без попа в машине, стало быть, правила нарушать нельзя, а с попом в машине правила нарушать можно.
Третий забавный случай произошел в загородном доме моих приятелей на праздновании дня рождения их сына. Дом, надо понимать, богатый. Дело было летом. Гостей пришло много — весь «элитный» детский садик, в который ходит мальчик. Дети играли с какими-то клоунами-аниматорами, а мамаши, привезшие своих чад на детский праздник, разбрелись с бокалами шампанского по лужайке.
И тут вошел священник. Никакого богослужения не предполагалось. Просто приятельствует с отцом ребенка, просто зашел поздравить мальчика.
При появлении священника все гости, все эти дамы в коктейльных платьях побросали свои бокалы и бросились к попу за благословением. Я, батюшка, не монах, я ничего не имею против голоногих женщин на каблуках-стилетах. Но когда дюжина их, словно вокруг поп-звезды, толпится вокруг священника, громко обсуждая, как именно следует складывать для благословения руки — это, по-моему, перебор. Во всяком случае, священник выглядел смущенным.
И пока он смущается, я повторяю вопрос: каково это быть священником в быту? Как к Вам относятся? И как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились?
Я — священник из Спасского собора!..
Помню, много лет назад, шел я после ночной Рождественской службы по Минусинску домой. Ночь, люди гуляют по улицам, но уже не по-новогоднему, устали, видимо, и пьяных не видно… Тихо, снежок идет… Навстречу мне — стайка девчонок лет 15 — 17 примерно. «Как вас зовут?!» — кричат. Гадают, сиречь: какое имя первое услышат, так и парня («суженого» —как-то старомодно звучит) звать будут…
А я тогда был еще новоначален и строг, ко всем гадающим относился одинаково, как к врагам Божиим, подлежащим истреблению. И ответствую: «Я — священник из Спасского собора!..» Эх, и перепугались они, несчастные. Как ветром сдуло…
…Священник я безлошадный, езжу на общественном транспорте или на своих двоих. Если по делам службы ехать надо в рясе — весьма неудобно по маршруткам-автобусам, и я пользуюсь иногда способом, который применяют многие братья-сослужители: полы рясы подворачиваю вверх, за пояс, сверху — куртку, на бегу не мешает. Вот так подхожу однажды к храму (в большом городе, где никто меня не знает) , дело — зимой. Расстегиваю у входа куртку, вытаскиваю из-за пояса полы рясы («легким движением руки брюки превращаются…») , поправляю крест…
А из храма только что вышло семейство: мама, папа, девочка младшего школьного вида. Все трое — как иллюстрация к книгам Шмелева: папа с окладистой бородой, мама в теплом платке и темном чем-то до земли, дочка примерно так же одета, в русском народном стиле, только что не в кокошнике. С первого взгляда видно — крепко воцерковленное семейство. И семейство это, разинув рты, остановилось и завороженно смотрит на меня тааакими глазами!… На превращение просто человека — в попа. Сам себя этими глазами на минуту увидел — в таком замедленном движении, как в кино бывает…
… Как часто в быту мы руководствуемся своими иллюзиями, мнениями, предубеждениями, то и дело попадая из-за этого в нелепые ситуации!.. Помню одну в Минусинске даму, видную представительницу городской общественности. Умный она человек, но светский, церковных обычаев не знает — их ведь со стороны не поймешь, хоть тыщу книг про них прочти. Да и необязательно их знать, никто ж не заставляет, но коли есть нужда, так спроси — нет же!… Знакомы мы с ней были еще до моего рукоположения, и после него отношения остались добрые. Приходилось нам встречаться на разных общественных мероприятиях, где я был в рясе. И замечаю — как-то она меня сторонится…
Что за антиклерикализм, думаю, вроде и в Церкви бывает, и «не отрицает»?… А она потом сама объяснила, с изрядным смущением: «Вы простите, отец Сергий, когда вы при исполнении, я не знаю, как вас приветствовать… Вроде бы знаю, что священникам при встрече положено руки целовать, как-то по-особому приседать, а я не умею…». Смеялся я зело, грешным делом… Кое-как убедил, что при встрече со священником бить челом не обязательно, достаточно просто поздороваться, священному сану это никакого урона не причинит.
Или вот — как поп, пойдя по базару в поисках кой-какого товару, может из сего похода и проповедь сотворить — и жернов осельский, себе же на шею.
Одна прихожанка вдруг резко перестала со мной разговаривать и при встрече благословения испрашивать. Ну, всякое бывает, я особо и не задумываюсь — коли надо, всё откроется… Точно — через несколько месяцев подходит, прощения просит. «Я, говорит, вас осудила, и в искушение впала… Случайно видела вас на рынке — вы в пост куриные печенки покупали и желудки… И сразу в голове: ага, вот они попы какие, нас поучают — а сами!…». — «Так это же, говорю, нормально. Это в духовной брани классический прием врага — внушать человеку мороки и иллюзии. Одно из средств борьбы с ним — прииди и виждь. Надо было вам тут же подойти на рынке и спросить, мол, на кой тебе, отче, в пост печенка куриная? А я бы тут же и ответил: а коту варить. Ибо кот грехопадением не согрешил, потому и постить котика — надобности нет…».
…Каково быть священником в быту? Да таково же, каково и всем прочим. На улице, в троллейбусе, в очереди люди реагируют на рясу и крест — так они будут примерно так же реагировать, если космонавт пройдет по тротуару в скафандре или балерина побежит за хлебом в пачке и пуантах. Или вот вы, журналист, попробуйте встать в очередь, имея в руках микрофон, а рядом — оператора с камерой. Наверняка и внимание обратят, и вопросы будут задавать, да еще какие!…
Смех смехом, но, конечно, от священника люди ожидают чего-то особого, связанного с верой и Христом, и не только в храме, но и в житейской жизни, и ряса — не просто роба, но облачение, об этом нашему брату попу помнить надо. Есть и смешные, и досадные стереотипы у обывателя насчет священника — но многие люди все-таки всё понимают правильно и реагируют по-человечески. И таких людей в обществе — больше, внешний вид священника уже не является на улицах городов и весей такой экзотикой, какой он был, например, в советские атеистические времена.
А я — как бы я хотел, чтоб относились ко мне люди?… На мой взгляд, лучше всего и правильнее всего этот вопрос определяется старой максимой, которую озвучил в Евангелии Господь: «Как хотите, чтоб люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Так что в первую очередь это я бы хотел научиться относиться к людям как следует — а остальное как-нибудь приложится…

О чем расскажут животные?

Те или иные живые существа могут привлекать удачу, предупреждать об опасности, сулить богатство или любовь.

На встречу суженого

Среди примет на встречу суженного часто упоминают поведение птиц:

  • Одна из птах залетела в окно, покружила немного и спокойно нашла выход — изменение семейного статуса не за горами.
  • Если же довелось встретить аиста — можно придумывать имена для будущих наследников.

Ежик

К чему встретить ежика на дороге? Примета зависит от того, где именно человек живет.

  • Восточная традиция объявляет этого зверька воителем-защитником, который ограждает людей от зла.
  • А вот в некоторых европейских странах его называют «порождением дьявола». Якобы, причесался как-то Сатана и бросил клок своей шерсти на Землю — вот и появились в мире странные существа в колючих шубках.

У славян встретить ежа считалось знаком благоприятным:

  • Если колючий малыш перебежал дорогу, впереди ждут какие-то мелкие, но приятные неожиданности.
  • Уверенно топает к человеку — можно рассчитывать на радость побольше.

Хорошо бы закрепить успех, предложив «путнику» небольшое угощение.

Лиса, сова, заяц

Остальные представители мира фауны тоже обладают определенным магическим потенциалом:

  • увидеть лису на дороге — к вероятной прибыли, если животное следует параллельным курсом, или к большим расходам, если перебегает дорогу строго поперек;
  • встретить сову — предзнаменование спорное, днем оно может предупреждать о проблемах, вечером сулит спокойное решение любых вопросов, а ночью говорит о чрезмерном внимании «темных сил»;
  • встретить зайца в пути — примета нехорошая, она обещает скорые финансовые сложности, семейные конфликты и болезни.

Что лучше встретить на пути — свадьбу или похороны?

  • Как ни странно, именно похоронная процессия сулит случайному свидетелю достаток и удачу, хотя ждать их следует чуть погодя, не в тот же день.
  • Зато если попалась свадьба навстречу — материальных успехов в обозримом будущем не видать.
  • Правда, для влюбленных или молодых супругов встретить невесту на улице — к укреплению отношений и полному согласию.

Хромой, горбатый, нищий, священник

  • После выхода из дома первым увидеть хромого — к несчастью.
  • Горбатого — к легкой и прибыльной дороге.
  • Нищий попрошайка в такой ситуации притягивает финансовые проблемы, поэтому от него стоит откупиться, мысленно попросив не перекладывать свои беды на ваши плечи.
  • Встретить на улице священника или монахиню — к расстройству сердечных планов и ссорам с близкими.

Дорога всегда манила и пугала человека. Это сейчас ездить стало легче, комфортней и быстрее, а раньше в путь уходили или уезжали на недели, месяцы, даже годы. Поэтому тема пути, особенно его начала, всегда очень волновала людей. Ведь, как говорили китайцы, «дорога в тысячу миль начинается под твоей стопой». Как выйдешь, как пойдешь, так оно и будет дальше. Кому из нас не случалось замечать, что порой не заладилось что-то с утра и все идет комом, все не так. Или, наоборот, с утра все пошло как по маслу, даже немного не по себе, что все так отлично, боишься сглазить.

Проблема входа в пространство пути очень интересная тема для исследования, ведь никто не возразит, что здесь важен и хороший настрой, и ощущение нужности и правильности того, что собираешься сделать. Поэтому так внимательно относишься к любым мелочам и деталям во время сборов или в начале пути. Например, встреча со священником, девушкой, женщиной с пустыми ведрами способна серьезно отвлечь от нужного настроя. Считается, что это принесет неудачу, что путешествие в лучшем случае будет бессмысленным. Во времена возникновения этого суеверия верующих людей было большинство. Поэтому священник, которого прихожанин церкви встретит первым, выйдя из дома, в его глазах становился знаковой фигурой.

Только представьте себе: у человека важное дело, он спешит, сосредоточен — и вдруг встреча со священником. Это знак. Не всегда человеческие дела очень уж богоугодны, часто суетливы, корыстны, а тут появление священника — явное на- поминание о заповедях Священного писания. И человек смущен, растерян. От сосредоточенности и делового настроя не осталось и следа. В результате задуманное и запланированное дело не удается. С девушкой совсем другое дело. Во-первых, вообще встреча с женщиной перед выполнением какого-то серьезного дела не сулит удачи.

Ведь женские энергии — в основном иньские, они останавливают, охлаждают ту энергию ян, которая необходима для выполнения важного дела. Кроме того , девушка сама по себе вполне может отвлечь мысли мужчины от дела, ведь основная заповедь делового человека какая? Правильно — «первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом». В деле ведь важен настрой, его нехорошо сбивать. Женщина с пустыми ведрами — совершенно очевидный и очень мощный символ энергии инь. Ведь пустой объем — это один из ее символов. Конечно же, простой человек, если он не житель далекого Востока, где люди с детства знакомы со значения ми стихий, с поляризацией мира на инь и ян, такой обычный человек не думал о столь глубинных вещах.

Но есть правило, гласящее, что незнание законов не освобождает от ответственности. Энергии инь и ян действуют и ощущаются нами вне зависимости от нашего к ним отношения. Скорее всего, при виде пустых ведер возникает легкое ощущение пустоты, тщетности, отсутствия невозможности достичь цели. И пусть это будет очень недолгое и, скорее всего, неосознаваемое состояние, но оно вполне способно сбить настрой на достижение задуманного результата. Кстати, о ведрах. Существовало поверье, что пустые ведра затягивают как в омут, и суеверный человек в старые времена считал опасным для себя заглядывать в них. Более того, даже стоять на том месте, где недавно находилось пустое ведро, было опасным, таило в себе угрозу.


Но что, же делать, если поутру у вас такая встреча произошла? Во-первых, вы понимаете: предупрежден, значит — вооружен. Еще раз подумайте, куда, с какой целью вы направляетесь. Может быть, и правда что-то из намеченного на сегодня не очень и стоило бы совершать? Если же вы абсолютно уверены в необходимости выполнения всего задуманного на сегодня, прикиньте, а кто или что может вам препятствовать? Это могут быть люди или обстоятельства, это может быть ваше плохое самочувствие или настроение. Помните, ничего не происходит просто так. Как сказано в «Агни Йоге»: «И муравей может быть вестником», а раз так, то нам очень нужно научиться читать любые, даже самые, казалось бы, слабые и на первый взгляд случайные намеки и подсказки жизни.

Встреча с попом или вообще со всяким человеком в рясе — это всегда не к добру: идете ли Вы на промысел или в гости — успеха не жди. Но если же Вы хотите, чтобы успех был, то не нужно проходить мимо, а нужно подойти к этому человеку: если это поп — под благословение, а если дьякон — то просто нужно поздороваться за руку. Однако, если Вы пройдете мимо — то лучше возвращайтесь — успеха не будет. А еще, когда попа, священника встречают — то завязывают узелки, чтобы не оправдалась дурная примета.
Если Вам перейдет дорогу священник, поп — значит может случится что-то недоброе и, при этом, никакой защиты от священника нет.
Если поп, священник поставит свою палку в правый угол — это предрекает несчастье.
Если у попа, который пришел причащать больного, упадет палка — больной умрет.
Помянуть в разговоре попа или дьякона — к несчастью.
По морским поверьям, священник, находящийся на борту корабля, приносит беду.
Но есть и добрая примета — если у попа, священника развяжется пояс — то женщина в селении скоро родит.

Алфавит

Священник шёл просёлочной дорогой.
Вдруг мальчика на поле увидал.
Тот, стоя на коленях, что-то Богу
В слезах своих так искренно шептал.
Приблизился священник с умиленьем,
Но слышит буквы: «А, Б, В, Г, Д…»
Застыл мужчина, полный удивленья.
Таких молитв не слышал он нигде.
И снова алфавит весь повторился.
Усердно мальчик буквы называл,
Как будто сдать экзамен торопился.
Священник молча недоумевал.
Зачем здесь этот бедненький мальчонка,
Глотая слёзы, буквы говорит?
Зачем в мольбе протянуты ручонки?
Зачем он повторяет алфавит?
Но вот ребёнок путника заметил.
Священник, подойдя, всё расспросил.
«Без матери остался я на свете.
Я здесь у Бога помощи просил.
Всегда молилась мама утром рано…
А я запомнить слов её не смог.
Хозяин меня лупит постоянно…
Но мать учила: есть на небе Бог.
Сюда я прибегаю на рассвете.
Я выучил недавно алфавит…
И вот, я повторяю буквы эти,
А мудрый Бог их Сам соединит».
Священник, детской верой восхищённый,
Обнял мальчишку и продолжил путь.
О, эти буквы достигают трона!
Поспорит ли с ребёнком кто-нибудь?
А мы порой сидим – уста зажаты,
Когда слова не можем подобрать.
И если красноречьем не богаты,
Стесняемся свой голос возвышать.
А Бог всё знает, видит наше сердце.
А Бог за каждой мыслью Сам следит.
Он понимает и слова младенца,
И лепет наш о многом говорит.
Бог может из него молитву сделать.
Он знает, что хотим Ему сказать.
О, как бы мне хотелось просто верить,
Молиться просто и ответа ждать…
9 октября 2014г.

Ездил батюшка один
На велосипеде,
Все смеялись: «Господин
К Литургии едет!
А подрясничек на нём —
Хуже не бывает…
Подвязал его ремнём,
А дыра сверкает!
Отче, ты крути, крути!
Руль держи покрепче!
Нас вдогонку не крести-
Жизнь не станет легче…»
Только батюшка молчал,
Да тихонько ехал,
Всё молитвы напевал,
Что ему до смеха?..
Вот и в этот летний день,
А точнее вечер,
Опускалась чинно тень
Городу на плечи.
Ехал батюшка домой,
Фонари разбиты:
«Тьма какая, Боже мой!
Ничего не видно…
Знать, опять пойду пешком,
Ведь упал недавно…
Ничего, что далеко —
Прогуляюсь славно!»
Взяв за руль велосипед,
Он пошёл помалу…
Вдруг, навстречу яркий свет,
Ослепили фары,
И немного вдалеке,
Иномарка встала.
Трое вышли — и к реке,
Музыка кричала…
Только слышно через шум,
Как девчонка плачет:
«Ну не надо! Я прошу!
Что всё это значит…
Вас ведь двое, я одна…
Пошутили?.. Будет!..»
Нет ответа. Тишина.
«Ой, спасайте, люди!»
Бросил вмиг велосипед
Батюшка в канаву,
Подбежал, сомнений нет,
Крест рукой поправил:
«Да чего же здесь у вас?
Господи, Помилуй!
Два мужлана, поздний час —
Пей, гуляй, насилуй?»
Тут один из двух парней,
Громко рассмеялся:
«Сань, давай ему налей,
Чтоб не волновался!»
Он, качаясь, подошёл:
«Что глядишь, дедуля?
Ты бы, поп, отсюда шёл,
Дёргал на ходулях…»
Только батюшка стоял:
«Отпусти девчонку!..» —
«Ну, дедуля, ты попал,
Береги печёнку…»
Закружилось у реки,
Завертелось лихо…
Крики «бей», хлопки… хлопки…
После стало тихо.
Двое «мОлодцев» лежат,
Прикрывают лица,
В безысходности, визжат —
КАК МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ ???
Тихо батюшка сказал:
«Я служил в Афгане…
Мрази столько повидал,
Дважды был я ранен…
Комиссован был домой,
Вот теперь священник…
Слава Богу, Он со мной,
И Его ученье!..
Как же это… Что же вы…
Ведь, ЖИВЫЕ! ЗДЕСЬ вы!
Знать, сердца у вас мертвы,
И душа — «ГРУЗ 200″…»
Ездил батюшка один
На велосипеде…
P.S. Основано на реальных событиях