Сновидения по фрейду

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Sigmund Freud

The Interpretation of Dreams

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2018

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2018

© Серия «Мастера психологии», 2018

* * *

Предисловие к первому изданию

В этой книге я хотел бы рассмотреть методы и результаты толкования сновидений; и я не думаю, что тем самым нарушаю границы невропатологии как науки. Поскольку анализ сновидений убеждает в том, что психологическое исследование – это первый шаг к изучению паранормальных психических явлений, за которым следуют истерические фобии, навязчивые состояния, делюзии – и это, в силу практических соображений, должно быть в сфере внимания терапевтов. А сновидениям, как мы вскоре убедимся, не придается такого практического значения, но тем важнее их ценность как типичного психического явления для теоретического исследования, и тот терапевт, который не в состоянии объяснить источники образов, возникающих в наших снах, напрасно будет пытаться понять фобии, навязчивые состояния и делюзии или пытаться оказать на них воздействие с помощью терапевтических методов.

Но именно тот контекст, который придает такую значимость предмету нашего обсуждения, создает некоторые проблемы, которые будут заметны в последующих главах этой книги. Множественные пробелы в его освещении касаются такого множества аспектов, в которых формирование сновидений связано с более фундаментальными проблемами психопатологии; обсуждать их на страницах этой книги не представляется возможным, но, если бы для этого было время и возможности и если возникнет материал на эту тему, то ее можно будет разрабатывать в других работах.

Поскольку материал, который используется в качестве основы для толкования сновидений является очень своеобразным, даже то, что вошло на страницы этой книги, представляло собой задачу, трудную для выполнения. Рассмотрение методов толкования снов показывает, почему те описания снов, которые существуют в литературе, или те, которые были записаны незнакомыми для меня людьми, для моей цели были бесполезны; мне приходилось выбирать лишь между моими собственными сновидениями и сновидениями пациентов, которые проходили у меня лечение с помощью психоанализа. Но использовать материал из второй группы было недопустимо, поскольку процессы в этих сновидениях усложнили проявления невроза пациентов. А если я буду приводить анализ своих собственных сновидений, то посторонние узнают о моей тайной душевной жизни гораздо больше, чем мне бы этого хотелось, и это скорее стало бы напоминать поэтическое произведение, чем научный труд. Поступить так непросто, но другого выхода нет; я подчинился этой необходимости, потому что иначе мне не удалось бы предъявить свои психологические выводы. Конечно, иногда я не мог избежать соблазна завуалировать свои нескромные признания, умалчивая о чем-то или заменяя их на нечто иное; но в этих случаях ценность приводимого примера, безусловно, уменьшалась. Я могу лишь выразить надежду, что мои читатели поймут, как мне было нелегко, и будут ко мне снисходительны; а в дальнейшем – что все те люди, которые так или иначе интересуются записями сновидений, не будут препятствовать всем событиям нашей жизни свободно проникать в мир наших сновидений!

Предисловие ко второму изданию

Не прошло и десяти лет с момента выхода первого издания моей книги, как уже возникла необходимость во втором ее издании, и это произошло не оттого, что к ней проявили интерес специалисты, которым было адресовано введение к этой книге. Мои коллеги-психиатры не сумели преодолеть свое первоначальное недоумение по поводу моей новой интерпретации сновидений, а профессиональные философы, которые отчего-то привыкли уделять сновидениям всего лишь несколько фраз, говоря одно и то же, считая их неким побочным проявлением сознания, совершенно очевидно, не сумели понять, что именно знание об этой связи сновидений и сознания помогали построить разного рода выводы, благодаря которым наших психологические теории могут быть подвергнуты существенным изменениям. Отзывы ученых навели меня на мысль, что об этой книге скоро забудут; а верных последователей моего терапевтического применения психоанализа было слишком мало, чтобы создать предпосылки для второго издания этого труда. Поэтому я от души выражаю признательность широкому кругу тех образованных и любознательных читателей, поддержка которых вдохновила меня на то, чтобы я снова взялся за этот кропотливый труд по прошествии девяти лет с момента первого издания, что привело к созданию многих фундаментальных идей.

Я рад заметить, что в этом издании не было необходимости делать много изменений. Я дополнил его новыми материалами, добавил некоторые замечания, на основе моих обширных наблюдений, и развил некоторые особые идеи, но основной материал, посвященный сновидениям и их толкованиям, и психологические идеи, связанные с ними, остались неизменными, по моему личному мнению, они прошли испытание временем. Те, кто читал другие мои труды (посвященные этиологии и механизму психоневрозов), знают, что я никогда не стремился придать законченность незавершенной работе и всегда был готов отказаться от тех своих выводов, которые более не соответствовали моим изменившимся и более зрелым убеждениям в отношении сновидений. Я в состоянии объяснить, что я имел в виду при создании первоначального текста. За годы своей работы над проблемой неврозов мои взгляды на этот счет менялись, и я часто терял путеводную нить; тогда я возвращался к интерпретации сновидений, и это помогало мне приобрести уверенность в себе. Мои научные оппоненты правильно делают, не вступая со мной в споры на темы толкования сновидений.

Даже материал из этой книги, даже мои собственные давно ушедшие и полузабытые сны, которые я привожу в качестве примеров принципов толкования сновидений, когда настало время редактировать эти страницы, стали доказательством того, что нет необходимости вносить слишком много поправок. Лично для меня эта книга важна еще в силу одного глубоко личного обстоятельства, которое я осознал лишь после того, как окончил работу над ней. Оказывается, в ней я провел психоанализ для самого себя – того, как я пережил смерть моего отца, что было для меня очень значимым событием и величайшей утратой в жизни. Когда я осознал это, то решил, что не буду скрывать следы этих событий. А моим читателям не так уж важно, на каком материале учиться изучать и интерпретировать сновидения.

Там, где необходимые комментарии не согласуются с ранее созданным текстом, я помещал их в квадратные скобки.

Берхтесгаден, лето 1908 г.

Предисловие к третьему изданию

Хотя первое и второе издания этой книги разделяют лишь девять лет, год спустя стало очевидно, что уже необходимо третье. Мне стоило бы радоваться этому обстоятельству; но, как не убедило меня в прошлом невнимание к моей книге читателей, так и не считаю я теперь, что ее третье издание вышло потому, что она представляет особый интерес.

Научная мысль развивается, и это оказало влияние на «Толкование сновидений». Во время работы над этой книгой в 1899 г. «сексуальная теория» еще не была сформулирована, и анализ более сложных форм психоневрозов находился в зачаточном состоянии. Опираясь на толкования сновидений, можно было выполнить такой анализ; но более глубокое понимание этих неврозов помогло лучше осознать, что такое сновидения. Сама по себе теория толкования сновидений стала развиваться в направлении, которому не уделялось достаточного внимания в первом издании этой книги. По моему собственному опыту и опираясь на работы В. Штекеля и других авторов, я стал более точно интерпретировать символы в сновидениях (или в области бессознательного). Год за годом появлялись все новые данные, которые было необходимо осмыслить. Все эти новые данные отражены в примечаниях и цитатах в новом издании книги. Если иногда эти фрагменты не согласуются с основным текстом или более ранние его фрагменты не всегда согласуются с современными представлениями, то надеюсь, что к этому отнесутся снисходительно; так происходит потому, что наша наука развивается стремительно. Я даже рискну предсказать, каким образом изменятся последующие издания «Толкования сновидений», – если это будет необходимо. Большее внимание в них будет уделяться поэзии, мифам, фольклору и крылатым выражениям, а также большее значение в них будет уделяться взаимосвязи сновидений и неврозов и психических расстройств.

>Толкование сновидений

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Продолжение после рекламы:

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Брифли существует благодаря рекламе:

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя — пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение освободило меня от ответственности за самочувствие Ирмы … его содержание является, таким образом, осуществлением желания, его мотив — желание.

Сновидение — осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Если я вечером ем … солёные кушанья, то ночью у меня появляется жажда, и я просыпаюсь. Перед пробуждением, однако, я вижу сновидение постоянно с одним и тем же содержанием: мне снится, что я пью.

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Мне снилось очень часто, что я уже встал и стою перед умывальником. Спустя несколько мгновений я все же начинал сознавать, что ещё лежу в постели, но продолжал спать.

Автор приводит примеры расшифровки нескольких сновидений, подтверждающих истинность этих положений.

Если молодой женщине снилось, что у неё менструация, значит в действительности её не было. … Это был удобный способ указать на признаки её первой беременности.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

По своему содержанию сновидение может быть явным и скрытым. Явное — это то, что можно сообщить после пробуждения. Скрытое содержание можно понять лишь после толкования.

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая — цензуру, которая искажает это желание.

Где в социальной жизни можно найти аналогичное искажение психического акта? Лишь там, где имеется двое людей, из которых один обладает известной силой, другой же принуждён считаться с последней.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Женщине приснилось, что она хотела на ужин пригласить гостей. Но из-за ряда обстоятельств (магазин закрыт, а до поставщика не дозвониться), её намерения не осуществились.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся — подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Другой пациентке приснилось, что умер её любимый племянник Карл. Видит его, гроб, свечи.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание — встретиться с любимым человеком на похоронах.

Мужчине приснилось, что он идёт к себе домой под руку с женщиной и, подъехавший в карете, полицейский хочет его арестовать.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение — это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения — это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция — при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) — это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы — палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук — представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка — символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение — это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные — это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения — избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина — в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса — чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Реклама:

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон — это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную — Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

  • сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест);
  • ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».


Благодаря Зигмунду Фрейду подход к толкованию сновидений радикально изменился. Именно он поставил сны на одно из центральных мест в своей терапевтической работе. Перед вами — ключевые положения его теории.
«Каждый сон отражает осуществление какого-то желания (подавленного, вытесненного)», – писал Фрейд в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он считал главным трудом своей жизни. Эту работу он создал на основании анализа собственных сновидений и всем желающим стать психоаналитиками советовал: «Учитесь понимать свои сны».
ГЛАВНАЯ ДОРОГА В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой, ведущей в бессознательное», и считал, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий. Он сравнил сон с ребусом, который мы должны разгадать. Это означает, что образы сна нужно рассматривать последовательно, один за другим, чтобы понять, какое содержание они скрывают.
Женщина, которая переживала из-за своих пышных форм, видит во сне полную корзину, которую ей некуда поставить. Здесь «полноту» корзины следует понимать как «полноту» ее фигуры. Какое же желание скрыто в этом сне? Женщина очень хочет избавиться от лишнего веса – это лишь одно из желаний, отраженных в сновидении. И за ним скрывается еще одно – она, напротив, хочет стать «наполненной», то есть забеременеть. Казалось бы, законное желание – почему оно подавляется? За ним кроется другое, менее приемлемое: в пять лет она мечтала иметь ребенка от своего отца.
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Какие же желания мы стремимся осуществить во сне? Прежде всего, это любые потребности, вызванные «соматическим возбуждением» (голод, жажда). У детей желания, оставшиеся неисполненными в течение дня, часто реализуются во сне. Такие сновидения Фрейд называл «непосредственными», в отличие от «искаженных», скрывающих наши «предосудительные» желания (например, связанные с инцестом, убийством родителя-соперника, изменой…), которые мы отказываемся признать и вытесняем в бессознательное.
ОЧЕВИДНЫЙ СМЫСЛ – ЭТО ТОЛЬКО ФАСАД
«При засыпании нежелательные представления всплывают по мере ослабления критического процесса», – писал Фрейд. Но все же они достаточно закамуфлированы, поэтому основное правило – не позволять сбить себя с толку явными образами сна, которые могут быть нейтральными или абсурдными. Ведь сознательное «Я» даже во сне осуществляет свою «цензуру» и не дает бессознательным образам со всей ясностью проявиться в сновидении. Когда такие элементы пересекают границу сознания, возникает тревога и мы просыпаемся. Только работа по анализу снов с помощью свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам «явного» сновидения помогает сделать их доступными для сознания.
СМЕЩЕНИЕ И СГУЩЕНИЕ
Чтобы не дать сознательному «Я» расшифровать наши запретные желания, бессознательное идет на хитрости и искажает их до неузнаваемости. Например, смещает акцент с эмоционально заряженного элемента на другой, менее значимый, и поэтому события, происходящие во сне, кажутся нам нейтральными. Отец, которому мы бессознательно желаем смерти из-за того, что мать «принадлежит» только ему, может появиться в облике судьи или другого служителя закона. Подобная тактика искажения истинных желаний называется «смещением». Другой способ – «сгущение» – объединяет нескольких людей или ряд предметов, имеющих сходные характеристики, в один, не вызывающий тревоги у сознательного «Я».
СНЫ ЭГОИСТИЧНЫ
Несмотря на обилие тем и персонажей, «сон – непременно эгоистичен». «Мой метод не дает универсального ключа для расшифровки сновидений, – объяснял Фрейд. – Я уверен, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может скрывать различные мысли». Иными словами, каждый из нас создает свои сны с помощью личного «кода», вплетая в них собственные смыслы, воспоминания. Когда Фрейд увидел во сне, что «написал монографию об одном растении», только он по ассоциации мог связать это с цветком цикламеном, что, в свою очередь, было напоминанием о его жене Марте. Никому другому не пришло бы в голову выстроить именно такие связи.
ОБ ЭТОМ
Эрнст Джонс «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда» Наука, 1997.
Энциклопедия глубинной психологии, Т. 1, МГ Менеджмент, 1998.
Источник: журнал Psychologies №23. Январь, 2008. «Революция по Фрейду».

Часть II Символика сновидений по З.Фрейду

АБАЖУР – мужские гениталии; простая конструкция – нормальное функционирование половых органов, вычурность – комплекс неполноценности.

АБОРДАЖ (захват судна, крепости) – символ полового акта (либо желание коитуса, либо боязнь изнасилования, либо страх импотенции).

АБРИКОС – женское тело, желанные прелести женщины.

АВАРИЯ – предчувствие опасности, страх перед внезапным, незапланированным событием, которое может произойти.

АВТОМОБИЛЬ (легковая машина, новая машина, иномарка) – 1) любовница, подруга; 2) женские гениталии; 3) мужские гениталии.

АВТОРУЧКА – то же, что и любая ручка, т. е. символ мужского пениса.

АГРЕГАТ – мужские гениталии

АДМИРАЛ (звание, форма) – тело, нагота.

АЙСБЕРГ – мужские половые органы.

АКАЦИЯ – дерево – мужские гениталии; цветы – женские гениталии; шипы – символ мужского начала.

АКВАРИУМ – женское начало, лоно; аквариум с водой и рыбками – также символ семьи.

АКУЛА – мужские детородные органы.

АППАРАТ – мужские гениталии.

АРКА – половое отверстие женских гениталий.

АЭРОПЛАН – пенис.

БАГАЖ – 1) греховное бремя, тяготящее личность; 2) символ женских гениталий (малый размер – серьезная любовная связь, большой багаж – неразборчивость в связях, промискуитет).

БАЗАР (рынок, «толчок») – скрытые желания; шумный многолюдный базар – тайное желание, скрываемое от всех.

БАК – женские гениталии

БАЛАЛАЙКА (игра на балалайке) – склонность к онанизму, акт мастурбации.

БАЛКОН – женская грудь.

БАНАН – символ пениса; спелый банан – удовлетворенность сексом, неспелый и поврежденный – проблемы в половой жизни.

БАНКА – влагалище, женское лоно.

БАНЯ – женские гениталии.

БАШМАК – влагалище.

БЕЛОЕ БЕЛЬЕ – женщина, женское.

БЕЛОЕ ПОЛОТНО – женщина, женское.

БОГ (Всевышний, Господь) – отец, родитель.

БРЕВНО – мужской половой член.

БУМАГА (изделия из бумаги) – женщина.

БУТЫЛКА – влагалище.

БЫК – 1) мужчина, мужское начало, мужская сексуальность; 2) страх инцеста (у женщин) с отцом.

ВАГОН – символ женских половых органов; множество вагонов – желание сексуальных контактов со многими партнершами (партнерами); дверь вагона – отверстие влагалища.

ВАЗА – женские гениталии

ВАЛЬС – половой акт.

ВЕДРО – женские половые органы.

ВЕЛИКАН (великаны и великанши) – родители и взрослые из детских воспоминаний, авторитеты.

ВЕЛОСИПЕД – символ сексуального желания, стремления к полному обладанию партнером; езда на велосипеде – половой акт.

ВЕРЕТЕНО – фаллический символ

ВЕРТОЛЕТ – пенис.

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА – коитус.

ВЕТКА – 1) цветущая ветка – символ девственности; 2) ломание (срывание) ветки – изображение процесса мастурбации.

ВОДА (нахождение в воде, водоеме; бросание, падание в воду; выход из воды; спасание из воды себя или других) – 1) рождение, роды; 2) внутриутробное развитие; 3) материнская забота; 4) страх и травма рождения, преодоление этой травмы; 5) выливание воды – семяизвержение.

ВОЖЖИ – символ власти, властолюбия, наличие в психике садомазохистских наклонностей, навязчивых желаний и идей.

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ – пенис, эрекция; падающий (не взлетающий) змей – проблемы с эрекцией, боязнь половой несостоятельности.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР – пенис, эрекция.

ВОЛК – символ жестокости, ненасытности, необузданного либидо.

ВОРОТА – половое отверстие женских гениталий.

ВЫБОРЫ (голосование) – наличие в психике комплексов или навязчивых идей.

ВЫГОВОР ( порицание ) – наличие в психике садомазохистских тенденций, половая неудовлетворенность, недовольство ситуацией или человеком.

ГАВАНЬ – беременность, роды, зачатие.

ГАДЮКА – мужские гениталии.

ГАЗЕТА – женщина, женское начало.

ГАЗОН ( клумба ) – половые органы; игра на газоне – самоудовлетворение.

ГАЛСТУК – 1) не эрегированный пенис; 2) мужчина.

ГВОЗДЬ – пенис.

ГЕПАРД – символ агрессии, насилия, необузданного секса (диких желаний).

ГЕРАНЬ – символ девственности, плевы.

ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ (гильотина, обезглавливание) – страх кастрации, как наказания за проступки и прегрешения в сексуальной области.

ГИТАРА – половой член; игра на гитаре – процесс самоудовлетворения, онанизм.

ГОЛОВАСТИК (икринка, зародыш, малек) – 1) маленький ребенок, младенец; 2) желание иметь детей, мысли о беременности.

ГОЛОВОРЕЗ (бандит, главарь шайки, мафиози, гангстер, разбойник, атаман, преступник, злодей) – насильник, соблазнитель (боязнь, либо, наоборот, тайное желание быть изнасилованной).

ГОРА (вершина, круча) – 1) пенис; 2) лобок.

ГОРОД – 1) женщина; 2) женские гениталии.

ГРИБ (грибы) – фаллос.

ГУБЫ – срамные губы, вульва.

ДАЛЬ (вид издалека, дальняя панорама) – события далекого прошлого, временная протяженность, воспоминание из детства.

ДВЕРЬ (дверцы, створки) – половое отверстие, вход в вагину или матку.

ДВОРЕЦ – 1) женщина; 2) женские половые органы.

ДЕНЬГИ (мелочь, монеты, банкноты) – образ, заменяющий экскременты – деньги (монеты, купюры) так же грязны, как и кал; в то же время они и ценны, как имеющие ценность для ребенка кал и моча (продукты его тела, а значит принадлежащие ему, считающиеся детским умом подарками кому-либо) – все это проявления анального характера, для обладателя которого деньги – грязь и одновременно имеют притягательную силу (как средство обладания, накопления и коллекционирования).

ДЕРЕВО (материал) – женщина.

ДЕРЕВО ( растение, ствол с ветвями) – пенис, фаллос.

ДЕТИ – символ гениталий.

ДЖЕМПЕР – 1) мужчина; 2) надевание джемпера – натягивание презерватива.

ДЖУНГЛИ – 1) женские гениталии; 2) волосы в паху.

ДИРИЖАБЛЬ – пенис.

ДОЖДЬ ( ливень ) – семяизвержение, оплодотворение.

ДОМ ( здание вообще) – тело, организм, человек.

ДОМ С ВЫСТУПАМИ (балконы, барельефы, лоджии, козырьки, портики) – женщина.

ДОМ С ГЛАДКИМИ СТЕНАМИ (небоскреб, башня) – мужчина.

ДРАГОЦЕННОСТЬ — те, кого мы любим, кто нам дорог.

ДРАКА (борьба, поединок, дуэль) – половой акт.

ДУПЛО — женские гениталии.

ДУЭЛЬ — то же, что и драка, т. е. коитус, сексуальные отношения.

ЕВНУХ — страх (комплекс) кастрации, боязнь импотенции.

ЕДА (кушанье, процесс поглощения пищи) – брачные отношения, совокупление.

ЕЗДА (быстрая, ритмичная) – символ полового акта.

ЕРШ — символ мужских гениталий, живая рыба – эрегированный пенис, мертвая – отсутствие эрекции.

ЖАЖДА — 1) у мужчин – желание испытать оргазм; 2) у женщин – желание быть оплодотворенной.

ЖАКЕТ — 1) мужчина; 2) надевание жакета – натягивание презерватива.

ЖАЛИТЬ (укус насекомого, пресмыкающегося) – половой акт.

ЖАСМИН — 1) куст – мужские гениталии; 2) цветы – символ девственности.

ЖЕЗЛ — пенис.

ЖЕНЩИНА – женщина, партнерша.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА (кратер) – символ женских гениталий.

ЖЕСТЯНКА – влагалище.

ЖИЛЕТ – нагота.

ЗАДАВИТЬ ( быть задавленным ) – 1) половой акт; 2) сексуальное насилие, изнасилование.

ЗАМОК (здание) – 1) женщина; 2) женские гениталии; 3) старинный замок – утроба матери; 4) руины замка – неудовлетворенность женщины своей сексуальной жизнью.

ЗАМОК ( дверной ) – влагалище.

ЗАРЯДКА (гимнастика, аэробика, шейпинг ) – половой акт.

ЗВЕРИ (дикие ) – 1) чувственно возбужденные люди; 2) вытесненные, грубые желания, страсти, инстинкты.

ЗЕМЛЯ (почва, грунт) – женское начало, женские гениталии.

ЗМЕЯ (змей, дракон ) – пенис.

ЗОНТ – пенис, мужское достоинство.

ЗУБ (зубы, зубная боль, вырывание, выпадение, выплевывание зубов ) – 1) самоудовлетворение, мастурбация, а также боязнь наказания, страх перед представляемой кастрацией пениса или клитора (запреты родителей – авторитетов) и само наказание за онанизм; 2) во время инициаций (таинств, связанных с обрядом взросления) вместо обрезания и других ритуальных действий юношам выбивают зуб (или несколько зубов) – вероятно, таким более «цивилизованным» способом первобытные народы заменили обычай кастрации отцом своих подрастающих сыновей-соперников; возможно также обрезание (удаление крайней плоти у мальчиков, отрезание половых губ у девочек, выбивание зубов у подростков обоего пола) символизирует «облегченный» вариант жертвы богу, умилостивления божества (принесение в жертву своего животного начала) в отличие от более древних и диких человеческих жертвоприношений; 3) нелепое детское представление о зубастой вагине (о том, что у девочек во влагалище имеются зубы, которые при введение в него члена могут откусить пенис, кастрировать) – выбивание зубов здесь снимает инфантильный страх кастрации при коитусе; в этом случае рот – это влагалище, губы – срамные губы, язык – клитор.

ИВА – мужские половые органы.

ИГЛА (спица вязальная, шило ) – фаллос.

ИГРА (любая игра, забава, чехарда; на музыкальных инструментах; возня с ребенком, наказание ребенка) – онанизм, самоудовлетворение.

ИДЕАЛ (идеализировать ) – наличие какого-либо комплекса (неполноценности, Эдипова, родительского).

ИЗОДРАТЬ – половой акт, дефлорация, сексуальное домогательство, изнасилование.

ИНВАЛИД – наличие комплекса болезни, ипохондрия, мазохистские тенденции, жалость к себе.

ИНДЕЕЦ (краснокожий ) – инстинктивное начало, сексуальные влечения, страсти.

ИНКВИЗИЦИЯ (инквизитор, аутодафе ) – склонность к сексуальному насилию, неудержимое желание промискуитета, группового секса, девиаций и перверсий.

ИНСТРУМЕНТЫ – пенис, фаллос.

ИНСЦЕНИРОВКА ( имитация, приготовление сценария, розыгрыш ) – скрытая, нереализованная фантазия, желания, влечение.

КАЛИТКА – то же, что и дверь, т. е. половое отверстие женских гениталий.

КАМЗОЛ – 1) мужчина; 2) надевание камзола – натягивание презерватива.

КАПЕЛЛА (часовня в храме ) – женщина.

КАРАНДАШ (обычный или выдвигающийся ) – пенис.

КАРМАН – влагалище.

КЕПКА – 1) пенис; 2) мужчина.

КИНЖАЛ – пенис.

КЛОП – ребенок.

КЛЮЧ (дверной ) – пенис.

КНИГА – женщина.

КОЛОДЕЦ – символ женского лона и матки; родовой путь, откуда (из чрева, из воды) появился новорожденный.

КОМНАТА – 1) матка (чаще всего); 2) женские гениталии; 3) женщина.

КОМНАТЫ ( череда, анфилада комнат, прохождение через ряд комнат ) – публичный дом, бордель.

КОПЬ – влагалище.

КОПЬЕ – пенис.

КОРАБЛЬ – 1) женские гениталии, лоно; 2) матка; 3) женщина.

КОРОБКА – влагалище.

КОРОЛЬ, КОРОЛЕВА – родители (отец, мать).

КОРОМЫСЛО – пенис.

КОТЕЛОК (головной убор ) – 1) пенис; 2) мужчина.

КРАН ( водопроводный ) – пенис.

КРЕПОСТЬ – 1) женщина; 2) женские гениталии.

КУСТАРНИК – волосы в паху.

ЛАБИРИНТ – 1) запутанное положение, сложные отношения, дневные переживания; 2) подсознательные страхи, скрытые желания и комплексы.

ЛАВИНА – страх, психологическое затруднение, наличие неврозов.

ЛАКЕЙ ( слуга, прислужник, холоп ) – 1) быть лакеем – наличие комплекса неполноценности; 2) повелевать лакеем – скрытое стремление к власти, агрессивность, враждебное отношение к людям.

ЛАМПА (висячая ) – пенис.

ЛАНДШАФТ (вообще ) – женские гениталии.

ЛЕЙКА – пенис.

ЛЕПНИНА – женское тело, женщина.

ЛЕС – 1) волосы в паху; 2) женские половые органы.

ЛЕСТНИЦА – символ соития.

ЛИВЕНЬ – семяизвержение, оплодотворение.

ЛИЦО ( собственное ) – истинное отношение к своему Я .

ЛОМ – мужской половой орган.

МАКАРОНЫ – мужской половой член.

МАТЬ – наличие Эдипова или материнского комплекса.

МАШИНА – 1) мужские гениталии; 2) женские гениталии (реже).

МЕБЕЛЬ – женские половые органы.

МЕХ – половой акт.

МЕХАНИЗМ – мужские гениталии.

МЕЧ – пенис.

МЕШОК – (мешкообразные одеяния на людях) – мошонка.

МОЛОТОК – пенис.

МОРКОВЬ – половой член.

МОСТ – женские половые органы.

МУХА – ребенок.

НАВОДНЕНИЕ – беременность, роды.

НАГОТА ( полная – нагой, голый, обнаженный, раздетый, разоблаченный; либо частичная – неглиже, полуголый, полураздетый ) – 1) возвращение в детство, инфантильные воспоминания; 2) наличие комплекса неполноценности, стыд.

НАКАЗАНИЕ – 1) наказание ребенка – акт онанизма; 2) наказание взрослого – половой акт.

НАПЕРСТОК – женские половые органы.

НАПИЛЬНИК – мужской половой член.

НАПОЛНЕНИЕ ( наполнить, налить, переполненный сосуд ) – символ половой жизни.

НАСЕКОМЫЕ – дети.

НАСИЛИЕ ( изнасилование, надругательство ) – 1) половой акт; 2) страх перед коитусом; 3) скрытое желание коитуса.

НОГА – символ-заместитель пениса.

НОЖ (» финка», кортик, кинжал, штык ) – пенис.

НОС – символ-заместитель пениса.

ОБВИНЕНИЕ – 1) обвинять – склонность к жестокости, агрессивность, стремление к власти; 2) быть обвиняемым – склонность к мазохизму, желание быть униженным, стремление к подчинению.

ОБОИ – женщина, женское тело.

ОБРЕЗАНИЕ ( обряд обрезания крайней плоти ) – обеспокоенность половыми возможностями, боязнь импотенции, страх кастрации, неуверенность в своей потенции.

ОБРЫВ ( пропасть ) – символ страха, наличие психических отклонений, фобий.

ОБУВЬ – женские гениталии.

ОБЩЕСТВО ( большое общество, масса людей, толпа народа ) – тайна, секрет, таинство, нечто сокрытое.

ОГОНЬ ( пламя, костер ) – 1) мужчина; 2) пенис.

ОДЕЖДА ( форменная, платье, неглиже ) – нагота, быть раздетым.

ОКЕАН ( море ) – символ оплодотворения, рождения.

ОКНО – половое отверстие вагины.

ОПАЗДЫВАНИЕ ( опоздание на поезд, самолет, корабль, автобус ) – утешение в боязни умереть (отъехать), отсрочка на неопределенно долгое время смерти (отъезда).

ОРЕХ – женский половой орган.

ОСА ( пчела, шмель, овод , слепень ) – мужские гениталии.

ОТМЫЧКА – пенис.

ОТЪЕЗД (из дома, по железной дороге и т. д.) – умирание.

ОХОТА – 1) символ полового акта; 2) наличие скрытых комплексов, агрессии.

ОХОТНИК – у женщин – сексуальный партнер.

ОЧАГ ( камин, печь ) – женское лоно.

ПАЛЕЦ – мужской половой член.

ПАЛКА – пенис, мужская мощь.

ПАЛЬТО – 1) мужчина; 2) пенис.

ПАРАЗИТЫ ( маленькие звереныши, насекомые – клопы, червяки и т. д. ) – дети, братья и сестры (в детском возрасте).

ПЕРСИК – влагалище.

ПЕЧЬ – матка, женское лоно.

ПЕЩЕРА (грот ) – влагалище.

ПИДЖАК – 1) мужчина; 2) надевание пиджака – натягивание презерватива.

ПИКА (копье, дротик, сулица, алебарда, бердыш, секира ) – пенис.

ПИЛКА ДЛЯ НОГТЕЙ – пенис.

ПИСТОЛЕТ – пенис.

ПЛАВАНИЕ – возвращение к энурезу (ночному недержанию мочи, доставляющему приятные чувства), мочеиспускание.

ПЛАМЯ – пенис.

ПЛАЧ (слезы ) – семяизвержение.

ПЛАЩ – 1) мужчина; 2) пенис.

ПЛОД РАСТЕНИЯ – женская грудь.

ПЛУГ (соха, борона ) – пенис.

ПОДКОВА – женские гениталии.

ПОДУШКА – женщина.

ПОДЪЕМ ( по лестнице, стремянке, восхождение на гору ) – половое сношение.

ПОЕЗДКА – 1) смерть, процесс умирания; 2) по железной дороге – страх, наличие какой-либо фобии.

ПОЖАР – то же, что и плавание – энурез, мочеиспускание.

ПОЛЕТ ( полеты, парение в воздухе, падение вниз) – 1) отголоски детских воспоминаний, когда во время игр, взрослые берут детей на руки, раскачивают, подбрасывают, ловят их на руки, «летают» с ними; также раскачивание на качелях (часто к этому примешивается сексуальное возбуждение); 2) символ фаллической эрекции и эрекции клитора, при этом падение – окончание эрекции, либо угрызения совести (в особенности у женщин) из-за эротического возбуждения.

ПОЛОТНО – женщина, женское.

ПРЕЖНЕЕ МЕСТО РАБОТЫ, ДОЛЖНОСТЬ, ЗАНЯТИЕ (которые были скучными, безрадостными, тягостными, не доставляли радости труда и творчества) – 1) борьба гордости (за свое теперешнее положение) и самокритики, в которой (во сне) побеждает самокритика, обусловленная мазохистской тенденцией душевной жизни; 2) намек-воспоминание о прежней поре юности, молодости, когда все еще было впереди, о прожитых годах, которые уже не вернуть; желание вернуться назад.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ (разбойники, бандиты, ночные громилы, мафия, монстры, привидения ) – 1) детские воспоминания о взрослых авторитетах, проверяющих, совершил ли ребенок перед сном моцион – сходил в туалет, умылся, почистил зубы, вымыл руки; не обмочился ли; не занимается ли онанизмом (требования держать руки поверх одеяла); здесь разбойник – отец, дядя, старший брат; привидение – мать, тетя, няня, сестра; 2) у женщин и особенно молодых девушек преследователи, вооруженные оружием (холодным или огнестрельным) – образ партнера (желанного мужчины) или насильника (нежеланного), который хочет ранить (вонзить во влагалище свой член) или даже убить (совершить коитус, извергнув в нее семя); таким образом, это то же, что и первый пункт – вытесненные, сексуальные желания.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (рептилии ) – пенис.

ПРИБОР – мужские гениталии.

ПРОНИКНОВЕНИЕ (проникновение в дом, в тесное помещение, открывание запертых дверей ) – изображение коитуса в позе «коровы» (коленно-локтевая поза женщины, ввод члена во влагалище сзади), где ключ, отмычка – фаллос; открытое помещение, распахнутые двери – призывно раздвинутые ноги, ввод члена спереди в приоткрытые половые губы и щель влагалища.

ПРОТИСКИВАНИЕ (пролезание, прохождение сквозь тесные лазы, норы, по узким улицам и т. д., часто сопряженное со страхом ) – отображает перинатальный период нахождения в утробе, страх и травму рождения, прохождение младенца по родовым путям (из матки через вагину наружу), т. е. акт рождения; за этим страхом внутриутробного пребывания и акта рождения лежит также противоположный страх быть заживо погребенным и одновременно вера (бессознательная надежда) в загробную жизнь (продолжение жизни до рождения и после смерти).

ПУТЕШЕСТВИЕ (паломничество, странствие ) – то же, что и поездка, отъезд – т. е. смерть.

ПУТНИК – умирающий, покойник.

РАЗВИЛКА ДОРОГ (перепутье ) – 1) правая дорога – выбор праведника, левая – выбор преступника; 2) правая дорога – гомосексуальность, извращенность; левая – брак, гетеросексуальность, сношение с проституткой.

РАКЕТА (космический корабль ) – пенис.

РАКЕТА (снаряд, торпеда ) – пенис, фаллос.

РАКОВИНА (ракушка, моллюск ) – женские гениталии.

РЕБЕНОК (мальчик, девочка, маленький сын или дочь ) – бисексуальный символ, обозначающий, как мужские, так и женские гениталии.

РЕВОЛЬВЕР – пенис.

РЕМЕСЛЕННЫЕ РАБОТЫ – половое сношение.

РОМБ – знак открытых женских гениталий.

РОТ – половое отверстие женских гениталий, половая щель.

РУЖЬЕ (винтовка, карабин, автомат, пистолет-пулемет, пулемет, базука-гранатомет, огнемет ) – пенис.

РУКА – символ-заместитель пениса.

РУЧКА (шариковая, перьевая, автоматическая ) – пенис.

РЫБА – пенис.

РЮМКА – влагалище.

САБЛЯ (шашка, ятаган, рапира, шпага, эспадрон, палаш ) – пенис.

САД – женские гениталии.

САМОЛЕТ – пенис.

САМОСОЗНАНИЕ (самопонимание во время сновидения, понимание того, что это сон ) – мысль о том, что «мне это только снится» возникает тогда, когда необходимо успокоить цензуру ( Супер-Эго ), которая пропустила, «зазевавшись», недозволенное в явное сновидение; чтобы не прерывать сон, цензурующая инстанция заявляет сама себе: «это ведь только сон»; здесь заявление исходит либо от Эго к Супер-Эго , либо от Супер-Эго к самому себе (самоуспокоение).

САРАНЧА – ребенок, дети.

СВИНЬЯ – символ плодородия.

СВИТЕР – 1) мужчина; 2) надевание свитера – натягивание презерватива.

СКАЛА – пенис.

СКВАЖИНА (замочная ) – вход во влагалище.

СКОЛЬЖЕНИЕ (скатывание вниз ) – онанизм.

СЛЮНА ( плевок ) – сперма, семя.

СМЕРТЬ (родных и близких, сопровождаемая скорбью ) – действительно существовавшее когда-либо в жизни желание гибели этому лицу, желание несчастья ему (ей), чтобы с ним (ней) случилось что-то плохое, трагическое – все это, как следствие, либо детского эгоизма (нарциссизма), либо Эдипова комплекса, либо юношеской, аффективной ненависти, либо взрыва эмоций в более зрелом возрасте и др.

СОКРОВИЩЕ – любимые люди.

СОСУД ( любой ) – 1) влагалище; 2) женщина.

СПАСЕНИЕ (утопающего ) – наличие материнского и родительского комплекса.

СПУСК (схождение, спускание по лестнице, стремянке, тропе, горе вниз ) – коитус.

СРЫВАНИЕ ВЕТКИ – мастурбационный акт.

СТОЛ – 1) женщина; 2) уставленный яствами – процесс совокупления с женщиной, брачное ложе.

СТРЕМЯНКА – символ соития.

СТУПОР (паралич, застывание на месте, скованность, невозможность двигаться, действовать) – 1) конфликт воли, парализованная воля, чувство вины; 2) связанная с первым пунктом противоположность той ситуации, действия, намерения, которое снится, т. е. на самом деле все наоборот.

СУДНО (плавательное ) – 1) женские гениталии, лоно; 2) матка; 3) женщина.

СЮРТУК – 1) мужчина; 2) надевание сюртука – натягивание презерватива.

ТАБАКЕРКА ( портсигар ) – влагалище.

ТАНЕЦ (пляска, ритмика, аэробика ) – половой акт.

ТОПОР (тесак, секира ) – пенис.

ТРАП – символ полового акта.

ТРЕХЛИСТНОЕ РАСТЕНИЕ (цветок ) – мужские гениталии (пенис и мошонка).

ТРИ, ТРОЙКА (число, цифра, тройной предмет, образ ) – мужские гениталии.

ТРОСТЬ – пенис.

ТРУБОЧИСТ – любовник, сексуальный партнер.

ТУПИК – психический конфликт, неразрешимая ситуация, чувство безысходности, разочарования.

ТУФЛЯ – влагалище.

УГРОЗА ОРУЖЕМ — 1) переживание о коитусе; 2) переживание об изнасиловании.

УЛИТКА – женские гениталии.

УМЕРШИЕ ( умершие, покойные родители, близкие ) – 1) утешение или удовлетворение от осознания того, что данное лицо на самом деле умерло и, таким образом, уже не может каким-либо способом повлиять на реальность нашей жизни; 2) изображение оттесненной скрытой мысли, вызывающей неосознанное чувство вины, бессознательные самоупреки, угрызения совести; 3) подчеркивание нелепости, абсурдности чего-либо в сновидении («это столь же нелепо, как и то, что покойник ожил»).

УТЮГ – мужской половой член.

УХО – символ женских гениталий; прокалывание – дефлорация.

ФАТА – женские гениталии.

ФЛЕЙТА (игра на флейте ) – символ онанизма, самоудовлетворения.

ФОНТАН – пенис.

ФРУКТ – грудь и ягодицы у женщин.

ФУЖЕР – влагалище.

ХЛЫСТ (вожжи, бич, плетка, кнут ) – наличие садистских или мазохистских наклонностей. ХРОМОТА – наличие какого-либо комплекса.

ЦАРСКАЯ ЧЕТА, СЕМЬЯ (царь, царица, царевна, царевич; король, королева, принцесса, принц; император, императрица, кронпринцы, наследники ) – родители (отец, мать), дети (дочь, сын – сестра, брат).

ЦВЕТЫ – 1) женские гениталии; 2) девственность.

ЦЕППЕЛИН – пенис.

ЦЕРКОВЬ – женщина.

ЦИЛИНДР ( головной убор ) – 1) пенис; 2) мужчина.

ЧАСЫ – символ женских гениталий, где циферблат – вагина, стрелки – клитор (либо пенис во влагалище), тиканье часов – эрекция, пульсация клитора; маятник – клитор (либо пенис во влагалище).

ЧАША – влагалище.

ЧЕМОДАН – женские гениталии.

ЧЕРВЯК – ребенок.

ШАХТА – влагалище.

ШЕСТ — пенис

ШИРМА – защитный экран, покров, устраняющий нечто неприятное, либо наоборот подчеркивающий подсознательное стремление к тому, что находится за ширмой.

ШКАТУЛКА – влагалище.

ШКАФ – 1) матка; 2) женские гениталии; 3) моральные ограничения (реже).

ШЛЯПА ( как мужская, так и женская ) – 1) пенис; 2) мужчина; 3) иногда женщина.

ЩЕНОК ( котенок ) – ребенок.

ЭКВИЛИБРИСТ ( акробат , гимнаст ) – символ полового акта. ЭКЗАМЕН (сдача экзаменов и зачетов в школе или колледже, сессии и защита дипломной работы в вузе ) – 1) символ успешного преодоления стоящей перед личностью важной задачи, принятия ответственного решения (на следующий, как правило, день, либо в ближайшие дни); защита, утешение и подсказка (т. к. всегда снятся экзамены, которые сдал, а не провалил), что все пройдет так же гладко и будет успешно решено, как и в тот, снящийся раз; 2) упрек в ребячестве, детских страхах, инфантильном упрямстве (часто по поводу предстоящей сексуальной близости).

ЯБЛОКО – женская грудь.

ЯГОДИЦЫ – прикосновение к ягодицам является ритуалом плодородия.

ЯЩЕРИЦА – пенис.

ЯЩИК – женские гениталии. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психоаналитическая символика сновидений

«Сновидения — царская дорога к бессознательному»

Зигмунд Фрейд

Символика сновидений

дом — изображение человека в целом

дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин

дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, — женщин

император и императрица, король и королева, другие представительные лица – родители (при этом сновидение преисполнено чувства почтения)

маленькие звереныши, паразиты — братья и сестры

вода,в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее — рождение, материнское отношение к спасаемому

отъезд, поездка по железной дороге — умирание

различные неясные, как бы нерешительные намеки — смерть

одежда и форменная одежда — нагота

число 3, палки, зонты, шесты, деревья, ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие: ружья, пистолеты, револьверы, водопроводные краны, лейки, фонтаны, висячие лампы, выдвигающиеся карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты, воздушный шар, аэропланы, пресмыкающиеся, рыбы, змеи, шляпа, пальто, гора, скала, Ключ, пламя, плуг, гриб – мужские гениталии

полеты — общее сексуальное возбуждение

шахты, копи, пещеры, сосуды, бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, сумки, банки, ящики, карманы, судно, двери и ворота, дерево, бумага, стол и книга, улитка и раковина, рот, церковь, капелла, шкатулку для украшений, драгоценности, сокровища, башмак, туфля, сад, цветение, цветы, окна, входы и выходы комнаты, очаг, подкова — женские половые органы

шкафы, печи, комната – чрево матери, матка

яблоки, персики, фрукты, плод – груди и ягодицы женского тела

лес, кустарник, ландшафт, лесом — волосы на гениталиях

сладости — половое наслаждение

игры, игра на фортепиано, скатывание, срывание ветки — самоудовлетворение

выпадение, вырывание зуба — кастрация в наказание за онанизм

танцы, верховая езда, подъемы, лестницы, стремянки, определенные ремесленные работы, угроза оружием, трубочист — половой акт

корабли, дом, город, замок, дворец — женщины

свинья — древний символ плодородия

Продолжение в следующей статье, которая будет посвящена технике самостоятельной работы со своими сновидениями

Сны по Фрейду

«Подавляя собственные желания,
мы их переживаем во сне»
«Толкование же сновидений есть Царская дорога
к познанию бессознательного в душевной жизни»
З.Фрейд
Если Ньютону при открытии закона притяжения упало яблоко на голову, то известному австрийскому психоаналитику Зигмунду Фрейду суть теории толкования сновидений пришла теплым летним вечером 1895 года на террасе венского ресторана. Ученый считал значительным открытием идею о том, что сон – это шифр к пониманию скрытых желаний человека. Доктор Фрейд активно интересовался причиной и смыслом сновидений, обсуждал с пациентами их сновидения и пытался истолковать их с помощью психоанализа. Его исследования были собраны в обширном труде «Толкование сновидений». Книга вышла в печать в 1900 году и несколько раз редактировалась и дополнялась.


На вопрос, что лежит в причине сновидений, ученый отвечал предельно четко: наши желания. Да, да, именно желания, начиная с момента рождения. Люди подвластны агрессивному и сексуальному инстинктам и желанию получать удовольствие. Общество вынуждает с детства подавлять в себе агрессию и сексуальные импульсы, контролировать свои желания. Но во время сна эти чувства перестают контролироваться, и все наши подсознательные желания всплывают из глубин в сновидение.
Сновидение – результат борьбы двух противоположностей: сознания и бессознательного. В наших снах события могут плавно перетекать от впечатления от увиденного днем до скрытого психического комплекса родом из детства.
Существует большое количество сновидений, схожее по ощущениям и действиям у множества людей. До исследований Фрейда считалось, что подобные сны есть результат физических раздражителей. Например, сон где спящий видит себя обнаженным – следствие сброшенного одеяла, сон о полете – результат раздражения от движения легких. Изучая и анализируя сны своих пациентов, Зигмунд пришел к другому объяснению одинаковых сновидений. Он выяснил, что первоисточник формирования похожих снов у всех одинаков. О чем же расскажут типические сновидения по Фрейду?
Образцы типических сновидений
Образец 1. Вы оказываетесь голым на глазах у окружающих людей. Вам стыдно и неловко, хотя люди не обращают на это внимания и не тычут в вас пальцем. Тем не менее, вы стремитесь скрыться в укромное место или прикрыть свою наготу. В основе подобных сновидений лежат воспоминания из раннего детства (до 4-летнего возраста), когда вы не стыдились ходить по дому голышом. Такое детство – своеобразный рай (первые люди также не знали стыда и свободно ходили обнаженными) и сновидение переносит в него спящего. Однако человек перестает принадлежать самому себе и становится объектом для наблюдения – ведь вокруг множество людей.

Образец № 2. Вы видите во сне смерть близких людей: родителей, детей, братьев или сестре, любимых. Отношение к увиденному делится на два вида: часть сновидцев равнодушно наблюдают этот факт, остальные сильно переживают и могут проснуться в слезах.
Первый вид не рассматривается Фрейдом как типический сон, так как в его основе могут лежать различные замаскированные желания. Про второй тип психоаналитик с уверенностью говорит, что это следствие тайного желания смерти близкому человеку.

Предвидя возгласы возмущения, Фрейд поясняет, что это желание может быть давно позабытым и вытесненным из нашей памяти. В качестве примера он приводит детскую ревность первенца по отношению к новорожденным братьям или сестрам. Ребенок может проявлять агрессию к новому члену семьи и искренне желать, чтоб он покинул их дом. А в раннем детстве понятия «смерть» и «уход» замещаются друг другом. Умереть для ребенка означает уйти и не мешать оставшимся. Поэтому подобные сны не означают, что вы желаете смерти свои родным в данный момент. В них всплывает тот факт, что когда-то, пусть даже на долю секунды, в вашей голове мелькнула подобная мысль.
Тут же возникает вопрос: Если желание смерти братьям и сестрам связано с соперничеством за внимание в детстве, то как можно объяснить смерть родителей во сне? Неужели мы когда-то желали смерти столь искренне любящим нас людям? В качестве ответа австрийский психолог приводит утверждение о том, что девочки видят в матери, а мальчики в отце соперников свой любви к родителю противоположного пола. Это желание также связано с самым ранним детством. Рассмотрим один из примеров, который Фрейд привел в «Толковании сновидений».

Каждый раз, когда отец уезжает в командировку, маленький мальчик спит вместе с мамой. Но по возвращении папы ему приходится идти в свою кровать. Естественно, что у ребенка возникнет желание, чтоб отец ушел (вспоминаем связь детских понятий «уход-смерть») и не мешал ему находиться в постели с любимой матерью.
Подводя итог, психиатр подчеркивает, что эти сновидения – вытесненное желание без цензуры, на которое могут накладываться дневные заботы и размышления о близких.
Примечательно, что все пациенты Фрейда хоть раз, но видели сюжеты о смерти.
Образец № 3. Всем хоть раз снились экзамены. Переживания, провал, невыученный билет, оставление на второй год, — все эти элементы сновидения ни что иное как детские страхи и воспоминания о наказаниях за проступки.

Родители, воспитатели и учителя формировали в нас чувство ответственности за свои действия, связь между проступком и наказанием. Мы знаем, что сейчас нас не накажут, как в детстве, однако всякий раз перед ответственным делом, чувствуем ту же самую неуверенность и страх. Смысл сновидений об экзаменах – некое подбадривание, утешение и успокоение самих себя перед ответственным поступком. Подсознание как бы говорит сновидцу: «Помнишь, как ты боялся экзамена и все-таки сдал его! Значит и завтра все получится!»
К этой же группе типичных сновидений Фрейд относит ночные видения об опоздании на поезд. Отъезд он считает символом смерти, а сам сон утешением – «не бойся, ты не уедешь (не умрешь)».
Образец № 4. Полеты и падения во сне. Согласно исследованиям психоаналитика, ощущения парения в воздухе появляются в наших снах благодаря детским играм со взрослыми. Вспомните, как часто родители подкидывают хохочущего ребенка вверх, кружат его за руки по комнате, изображают падение, качают на качелях. Головокружение и легкий страх, которые испытывают дети сменяется чувством радости и удовольствия.

Бывает, что во время таких игр у ребенка могут появиться сексуальные ощущения. Один из пациентов Фрейда рассказывал о сладострастном чувстве, испытываемом при качании на качелях. Наше подсознание воспроизводит эти ощущения и детские впечатления в снах о полетах и падениях.
Образец № 5. Сны с чувством страха при плавании в воде или прохождении (проползании) по узкой улочке или проходу. В основе их лежат воспоминания о нахождении в утробе матери и родах. Эти воспоминания несут в себе бессознательную веру в жизнь после смерти (по аналогии с неизвестной жизнью после рождения из утробы матери).

Символы в сновидениях
Работая с одним из своих первых последователей Вильгельмом Штекелем и изучая типичные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что большое внимание при толковании снов нужно уделять символам. Символы – это скрытые элементы сновидения, они несут одинаковое значение для всех людей. Их можно встретить не только в снах, но и в литературных произведениях, сказаниях и мифах, обычной речи.
В своем труде «Толкование сновидений» ученый объясняет смысл некоторых символов:
король и королева – отец и мать спящего
принц или принцесса – сам спящий
дом – тело человека
продолговатые предметы (палки, трости, зонты, деревья) и острые (ножы, пики, кинжалы) – мужские гениталии
коробки, шкафы, ящики, пещеры – женские гениталии
подъем и спуск по лестницам – половой акт
сложные механизмы и аппараты, а также природные ландшафты – половые органы
вода и все связанное с ней – рождение
На основе толкования символов сновидений составлен распространенный в Интернете сонник по Фрейду. Его не случайно называют эротическим, ведь большинство символов сновидений австрийский психиатр рассматривал как проявление сексуального инстинкта. Пользуясь сонником Фрейда, не нужно забывать, что помимо символов важную роль при толковании сна играют эмоции, которые вы испытывали в сновидениях.