Православные имена и их значение

Православные имена

К списку православных имен

Согласно обычаям русского именования православное имя (церковное, каноническое) – это личное имя, данное человеку и закреплённое за ним по христианским традициям. К ним относятся имена, которые взяты из православного календаря. Поэтому их ещё называют календарные, либо агиографические имена. Они имеют в основном греческое происхождение, но встречаются имена, образовавшиеся благодаря латинским и славянским языковым группам.

Верующие люди стараются проживать свою жизнь согласно религии, соблюдая все её традиции. Так согласно Библейским традициям вопросу имени для православного человека всегда придавалось большое значение. Люди считали, что, дав ребёнку имя праведника, его носитель становился причастником к доле святости и славы, которую имел первоначальный обладатель имени у Бога. Поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова.

В раннем христианстве не существовало определенного регламента получения имени человеку. Немало имён было языческого характера. А христианскими их сделали обладающие ими люди, став святыми.

Эффект прецедента для любого верующего в его жизни играет очень важную роль. Так если в его религиозной жизни произошёл случай, ставший примером, то и последующий свой путь необходимо строить таким же образом. Всё это делается для достижения главной цели, которая заключается в спасении собственной души.

Можно сказать, что такой подход в чём-то напоминает традиции Ветхого завета. Но стоит отметить и разницу. Так в Ветхом завете святые, чьи имена носят люди, не играют в их жизни активно роли и являются в большей степени данью традиций, чем проявлением чего-то свехестественного.

С точки зрения христианства всё наоборот. Человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу. Такая традиция — давать имена в честь святых и получать в их лице поддержку – быстро заняла своё место в религии. Она появилась на Руси вместе с принятием Православия. А князь Владимир, креститель Руси, в таинстве крещения получил имя Василий.

В семьях христиан в России имя всегда выбиралось родителями. А в Синодальный период это право перешло к священнослужителю, совершающему таинство крещения. Он в свою очередь чаще всего пользовался святцами. Святцы представляют собой распределенный по датам кончины список святых. Эти даты считались началом вечной жизни и именно на них приходились особые церковные праздники. Благодаря тому, что святцы за многовековую историю постоянно пополнялись, в настоящее время Церковь практически ежедневно отмечает память святых. Таким образом, у родственников, придерживающихся этих обычаев, есть возможность выбора. Но чаще всего имя ребёнку даётся непосредственно родителями, а священник лишь подтверждает его при имянаречении.

Как выбрать имя новорождённому?

Имя ребёнку в христианских семьях родители обычно дают в честь канонизированных святых. Выбор обычно осуществляется либо по святцам, либо в честь святого, почитаемого в семье. Так родители в своём чаде могут увековечить своё отношение к небесному покровителю.

Со временем каноническое имя вошло в употребление и утвердилось как основное имя человека. Часто имена меняли свою форму в произношении и написании. Так, например, имя Иоанн стало звучать в неканоническом виде как Иван. А некоторые имена религиозных деятелей средневековья, такие как Ольга, Глеб, Владимир, были канонизированы и внесены в ряд календарных.

В советское время православные имена сознательно вытеснялись, замещаясь иностранными и «советскими» именами. С наступлением «оттепели» 50-60-х годов снова начался всплеск популярности некоторых православных имен, таких как Екатерина, Анастасия, Елизавета.

Православный именослов

Дата публикации или обновления 01.05.2017 Мужские имена: А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Я
Женские имена: А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Я

День Ангела — день нашего Ангела Хранителя, данного нам при Святом Крещении, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим, называется именинами. Поэтому день Ангела следует праздновать в день крещения, а именины — в день памяти святого небесного покровителя.

Для того, чтобы узнать, в честь кого из святых мы названы, следует взять церковный календарь и найти ближайший после даты нашего рождения день памяти святого с нашим именем. Этот день памяти святого покровителя и станет именинами, когда бы в церковному году ни праздновался.

А вот если этих праздников несколько, тогда выбирают ко дню рождения или ко дню крещения, или ко дню воцерковления — как будет угодно. Конечно, православный имеет иконочку своего святого и знает его жизнь. Жизнь нашего святого служит нам примером и вдохновением.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки (X, 20)

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник — именины.

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.

Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать «а место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени.

Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:

Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я семь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого «подтвержден» написанным именем.

Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св. Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века — Св. Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.

Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей» (досовское «имя», конечно, шире понятия «личное имя»). В те же годы новомученик о.Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и «определенную кривую жизненного пути», как носители имен, более того, как «наилучшие их выразители» («по имени — житие, а не по житию — имя»). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как «эмблему» и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

Русский христианский именослов складывался веками.

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

Мужские имена: А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Я
Женские имена: А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Я
В начало

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

Православные мужские и женские имена – это личные имена, закрепляющиеся за человеком согласно христианским традициям. Они представляют собою наименования церковные канонические, взятые из православного календаря…

О православных именах

Верующие люди, как католики, так и христиане, стараются проживать свои жизни согласно религии. Так же происходит и в православии. И стоит отметить, что в соответствии с библейскими традициями, именованию человека и вопросу наречения его библейским православным именем, всегда отдавалась дань в виде большого значения. Именно поэтому-то многие православные верующие люди и стараются своих детей еще при рождении нарекать именами Святцев.

К слову, в раннем христианстве как такового регламента, в соответствии с которым получалось бы имя, не было, а большинством имен, дававшихся в то время детям, были языческими. Но со временем многие языческие имена были причислены к христианским – это случалось в момент, когда их носителей причисляли к числу Святых за те или иные религиозные и не только поступки.

По приданию, ребенок, носящий имя известной личности, возведенной в ранг Святой, на протяжении всей своей жизни будет иметь с этой личностью тесную духовную взаимосвязь. Сам же Святой, исходя из традиций и суеверий, является «небесным покровителем» того самого ребенка на протяжении всей его взрослой жизни и может оказывать непосредственное влияние на его судьбу.

Кстати говоря, традиция именовать детей во время крещения именами Святых появилась впервые вместе с принятием Православия. Тогда же, во время таинства крещения Руси, свое «второе» имя получил и креститель, князь Владимир – его церковным именем стало имя Василий.

Как правильно определить имя и дату именин?

На самом деле процедура определения даты именин и имени Святого, которое можно дать ребенку, достаточно проста. Если в день рождения ребенка нет именин какого-либо Святого, имя которого вы хотели бы дать ребенку, то тогда нужно выбрать ближайшего Святого, именины которого справляются не позднее, чем через восемь дней. Такой Святой и будет святым покровителем вашего ребенка, и именно дата его именин и будет праздноваться вашим ребенком в будущем.

Если же вы хотите дать имя ребенку строго в соответствии с церковными традициями, то тогда должно быть выбрано имя Святого, память которого празднуется строго в 8-ой день после рождения ребенка.

Интересный факт – многие родители и просто верующие люди обращают внимание на дату канонизации Святого, путая ее с понятием именин, но на самом деле дата канонизации является лишь фиксацией конкретного факта, не более того. К тому же, обратите внимание на то, что в свое время святые канонизировались не сразу, а лишь спустя десятки лет после свершения святых дел.

И еще один важный момент – запомните, имя, данное ребенку при крещении, остается с ним до самого конца жизни, оно неизменно и сохраняется за человеком даже после смерти. Единственное исключение, когда православное имя, полученное при крещении, может быть заменено, это факт принятия человека в монашество, что случается в современности крайне редко.

Православные имена и их появление на Руси

Появление православных имен в славянской культуре датируется XVII веком. Но история их внедрения в культуру растягивается на десятки лет. А все дело в том, что в самом начале многие из священных имен были новыми и непонятными для крестьян, некоторые из них крестьяне не могли даже произнести правильно. Более того, в те далекие времена неправильное написание или произношение имени приравнивалось к тяжелому преступлению, за которое наказывали. Именно поэтому-то многие православные имена того времени и не использовались.

Лишь в конце XVII века начали появляться новые формы неизвестных до этого имен, новые произношения и звучания, которые позже укрепились. Произошла как таковая ассимиляция, благодаря которой список используемых на Руси православных имен пополнился десятками новых. А чуть позже новые формы были даже утверждены, благодаря появившемуся царскому указу. С того момента многие из таких православных имен стали на законных основаниях женскими и мужскими православными именами. Например, Иоан переросло в Иван…

С тех пор многое изменилось. Перечень православных имен постоянно пополнялся, появлялись в именослове по Святцам новые именные вариации, и уже через некоторое время в обиход вошли такие вариации как Олег, Глеб, Игорь и даже Владимир. Но касалось это не всех имен. Например, были и те, что переводились дословно с других языков. К примеру, такие известные и популярные формы как Надежда, Вера, и Любовь, были образованы в следствие перевода таких древнегреческих вариаций как Пистис, Элпис и Агапе.

Каким Святым принадлежат православные церковные имена?

В современности принято ровнять под одну линейку всех Святых и просто говорить, мол, «это церковное православное имя». Но дело в том, чо на самом деле все имена подразделяют на категории в зависимости от того, кому принадлежали. Более того, сами Святые были в свое время поделены на несколько категорий. Если точнее, аж на десять категорий.

Деление зависит от характера христианских подвигов, которые совершались Святыми. Традиционное церковью их подразделяют на лики, или разряды, если простым языком. То есть, православные церковные имена в соответствии с этим утверждением делятся на имена:

  • Пророков – Божьи избранники, которым он открывал Свою волю;
  • Апостолов – это первые ученики Иисуса Христа, и все они принадлежат к первым двенадцати ученикам, которые и стали Апостолами;
  • Просветителей и Равноапостольных – это в своем большинстве Святые, что привели своими проповедями к Христу целые народы и государства, до этого не веровавшие в Христа и его деяния;
  • Святителей – среди их небольшого количества пастыри, отцы, и как таковые учителя Церкви, что смогли получить благодать Святого Духа от апостолов;
  • Мучеников, Великомучеников, Исповедников, и Страстотерпцев – в своем большинстве это Святые, которыми была принята мученическая смерть, или которыми испытывались жестокие гонения конкретно из-за христианской веры;
  • Преподобных – а это в своем большинстве Святые люди, что пожертвовали во имя веры в Бога и христианства своими собственными мирскими благами, семейными и общественными отношениями, статусами и не только;
  • Бессребреников – тут уже речь идет о Святых, что служили жертвенно и бескорыстно всем, кто нуждался в помощи (бедным, больным и страждущим);
  • Блаженных – Святые, получившие дары чудотворения и пророчества, несмотря на гонения, поношения и отречение от привычного образа жизни;
  • Праведных – угодившие Богу и христианской вере, но при этом не пожертвовавшие ни образом жизни, ни другими ценностями;
  • Благоверные – к этому лику отнесены правители, цари, князья.

Другими словами, среди церковных православных имен много таких, которые принадлежали Святым, отнесенным к разным ликам. Но не стоит думать, что те или иные лики имеют меньшую или худшую в сравнении с другими именами энергетику. В этом плане христианские имена не подразделяются.

Для справки: далеко не все святые, имена которых были занесены в церковный православный именослов, описаны историей, и далеко не все подвиги их были описаны в писаниях. В именослове достаточно много имен Святых, которые были занесены в именослов, но не были описаны, ни в плане деяний, ни в плане лика.

Православие в СССР и современности

Как таковым большевицким режимом православная церковь и как таковое богослужение считалось идеологическим враждебным институтом, которому была объявлена самая настоящая война. Более того, церковь считалась внутренним противником, создающим еще один очаг революции. Именно поэтому-то режим и боролся с церковью всеми возможными способами.

Аж до 1939 года правительством (режимом) ставились цели по полному уничтожению религиозной деятельности, из-за чего к 39-ому году и было уничтожено большинство деятелей, так или иначе связанных с православием и церковью. Только к 43-ему году церковь начала восстанавливаться, и более того, было даже дозволено выбирать Патриархов.

В современности же, когда наступила эпоха толерантности, к православию относятся точно также, как и к любой другой религии. При этом православие распространено не только на территории стран, некогда входивших в состав Руси, а позже и СССР, но также и далеко за границами Европы. В связи с этим распространились по миру и православные христианские имена, часть из которых даже была отнесена одновременно и к католической вере.

Как выбрать ребенку подходящее православное имя?

Православные имена девочкам и мальчикам даются сегодня не так уж и часто, как хотелось бы. Все больше современных родителей не разделяют понятия религии и именую своих детей по принципу «понравилось и дали». Хотя все же еще остаются и те мамы с папами, которые готовы дать новорожденному ребенку православное имя в соответствии с традицией именования.

Современные верующие родители именуют своих детей в честь канонизированных Святых. Обычно выбор осуществляется, либо по Святцам (имеется специальный именослов по Святцам), либо в соответствии с семейными традициями – в каждой отдельной семье может почитаться определенный Святой.

Существует несколько дополнительных вариантов выбора православного имени для мальчика или девочки. Так, обычно выбирается имя Святого, дата именин которого отмечена в ближайшее время после рождения ребенка. Или же второй вариант – ребенку дается имя Святого, именины которого справляются на восьмой день после рождения.

К слову, не обязательно давать мальчику православное имя, или девочке, при рождении, ведь во время крещения все равно ребенку будет даваться иное имя, если его настоящее не соответствует традициям и не числится в именослове православных имен. Если при крещении Николай может остаться Николаем, то Максим может стать Максимилианом, к примеру.

Добавлено: 2019-06-01 23:08