Обряды в первобытном обществе

Подводя некий итог беседам о современной мифологии, я бы хотел затронуть один нераскрытый пока аспект, а именно вопрос об инициации в жизни современного человека. Не все так просто с этим, и вот почему.
Сам термин «инициация», в общем, на слуху, но на всякий случай напомню, что под ним подразумевается некий обряд или ритуал, изменяющий статус человека, переводящий его в ту или иную категорию, демаркирующий его жизнь. Сопровождающие инициационный переход ритуалы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, но самое важное — это четкое выделение «смены вех», понятное окружающим без лишних распросов.
Архаичный мир был буквально наполнен инициационными шагами, отмечавшими, обозначавшими и подчеркивавшими едва ли не каждый шаг человека. Рождение? Определенный ритуал, церемония, таинство. Посвящение богам, или крещение\иной религиозный обряд? Еще раз. Затем нахождение в «промежуточном» состоянии ребенка, нередко без имени, с одним прозвищем, да и без пола, по сути — просто «дитё!. Далее наступают подростковые инициации, уже связанные с определенными испытаниями, во время которых человек получал полноценное имя и «пол», а, через некоторое время — и род деятельности. Да и вся последующая жизнь постоянно требовала все новых и новых инициаций — свадебных, детородных, боевых, аграрных, похоронных, наконец.
По мере развития общества инициационные мистерии стали отходить на второй план, переквалифицировавшись из экзотерических, всеобщих, в эзотерические, тайные, мистические, претендующие на обращение с оккультными силами. Религиозные обряды и ритуалы можно отнести к промежуточной категории — с одной стороны, в таких обрядах (крещение, обрезание, миропомазание) принимают участие только верующие, принадлежащие к данной конфессии, но, с другой стороны, чаще всего нет никаких ограничений внутри самой общности верующих, и, скажем, крещение нередко проводится коллективно, без какой-то скрытности или тайны.
Прекрасным примером инициационных ритуалов могут служить масонские ложи, да и вообще всяческие тайные организации, где всегда есть иерархия, а переход из одной роли в другую обставляется с некоей условленной церемонией.
В Советском Союзе, как несложно догадаться, тоже были свои инициационные ритуалы. Рождение ребенка в некоторых республиках отмечалось памятным знаком, который выдавался родителям. Шаги самого маленького гражданина были довольно четко распланированы — от октябрятской звездочки как первой ступени через красный галстук пионера в стройные ряды комсомола, параллельно с школьными коридорами и партами ФЗУ\института.
Кроме того, сохраняли свою силу и традиции военной службы («армия из тебя мужика сделает!»), и брачные церемонии. К инициационным обычаям можно также отнести приобретение тех или иных почетных званий, ученых степеней, государственных наград («орденоносец», «полный кавалер ордена Славы» и т.п.).
Важно, что прохождение инициационных шагов требовало от человека соответствия тем или иным требованиям (физическим, моральным, культурным, профессиональным и т.д.). Новый статус не только давал права, но и налагал обязательства. Предполагалась и возможность изгнания из той или иной категории, поражение в правах и статусе.

Что же осталось к нашему времени? Рожки да ножки, в общем-то. По сути дела, первый инициационный шаг ребенок совершает в 14 лет (!) при получении паспорта. Этот паспорт ему особо не нужен, он не дает никаких прав до совершеннолетия, да и обязанностей (кроме бережного хранения) не появляется. Само совершеннолетие, обычно соседствующее с получением аттестата о среднем образовании, изменяет разве что правовой статус ребенка, нарекая его «взрослым» гражданином с возможностью голосовать, устраиваться на работу и покупать в магазинах алкоголь. Инициацию здесь усмотреть крайне тяжело, поскольку требуется только дожить до 18 лет, остальное происходит автоматически.
Так как армия обладает крайне низкой популярностю и привлекательностью в глазах большей части нашего общества, автоматически происходит «инициация студента» мужского пола, но заслуги самого подростка тут тоже невелики — нечасто выбор будущей професии и ВУЗа по-настоящему осмысленен. Вообще же «высшее образование» давно превратилось не в процесс приобретения знаний, а в процесс приобретения диплома в рассрочку. При известном количестве «Открытых академий заборостроительного менеджмента и права» только самые немотивированные люди не получают диплом. Печально считать инициацией то, что может быть куплено, но вдвойне печально осознавать, что разница между былым человеком с высшим образованием и нынешним «выпускником» сродни разнице между Землей и Луной.
К этой же категории можно отнести и приобретение автомобильных прав, и тут даже говорить особенно не хочется — о наличии каких-то обязанностей 90% «получивших» права не подозревают вовсе, расплачивась затем не только своими, но и чужими жизнями.
Религиозная инициация в нашем поликонфессииональном современном мире давно перестала иметь общественное значение. Это личное дело каждого, и хотя для той или иной религиозной группы статус может быть принципиальным, для всех остальных, в то же время, он не значит ровным счетом ничего. Более того, на конституционном уровне закреплена защита от дискриминации по наличию либо отсутствию какого-либо религиозного статуса.
В силу этого светские брачные церемонии тоже носят сумбурный характер, изменяя скорее образ жизни самого человека, нежели отношение к человеку и его роли. Часто даже невозможно определить статус человека без заглядывания в его документы (вне зависимости от пола). Институт гражданского брака и сожительства еще больше размыл казавшиеся незыблемыми семейно-родовые устои.
Даже такая маргинальная часть общества, как заключенные, практически нивелировали свои мощнейшие инициационные традиции. Основная масса з/к автоматически приравнивается к «мужикам», т.е. среднестатичстическим обитателям тюрьмы, и для потери статуса нужно совершить какой-то немыслимый проступок. «Выбиваться в верхи» тюремной иерархии также желают очень немногие, поэтому в ряде случаев описываются «назначенные» администрацией паханы, авторитеты и даже «воры в законе».
Весьма характерной особенностью современности я бы мог назвать полную свободу перемещения между тем или иным инициационным статусом. Сделать условную «карьеру» в иерархии футбольных фанатов, при этом в «обычной жизни» мирно обучаясь в институте? Запросто! Затем можно внезапно бросить все, заняться альпинизмом, получить звание кандидата в мастера спорта, при этом работая на мясомолочной фабрике? Как угодно! При этом не исключается и популярный на Западе и, в меньшей степени, у нас образ жизни «кидалта» — вечного подростка. Люди, не желающие вообще встраиваться в общественную иерархию, увлекающиеся «детскими» занятиями и играми, отрицающие сам прицип инициации для продвижения вперед, тоже имеют право на существование.

Я не стану делать каких-то прогнозов, но, как мне кажется, инициации скорее нужны, нежели нет. Может быть, не столь идеологически окрашенные, как при Советской власти, может быть, с возможностью «специализации» на той или иной области (скажем, спортивной, военно-патриотической, идеологической, волонтерской и т.д.), но со своими традициями, испытаниями (отличный пример — студенческие братства в США), соревнованиями и конкуренцией. Ведь неспроста стихийно возникают всевозможные субкультуры, сменяющие одна другую, а ведь это такая «маленькая инициация», приобретение статуса с возможностью разделения мира по принципу «свой-чужой», вхождение в «круг избранных» и т.д. Значит, внутренняя потребность человека никуда не делась!

Инициации в сказках

Схема обряда инициации нашла отражение в сказочном пове­ствовании. Герои уходит из дома в некое неизвестное тридевятое царство, попадает в странный дом: избушка на курьих ножках или дворец Кащея Бессмертного — по сути, это символ царства мерт­вых. Там герои должен пройти ряд испытаний, в результате чего он получает магические дары (живую воду, волшебные предметы, чудесного слугу) или невесту. По возвращении сказочный герой обя­зательно обретает новый, более высокий статус: в придачу к невесте ему дается полцарства: богатство, здоровье, вечная молодость, либо знание каких-то тайных волшебств, с помощью которых он может побеждать злые силы, оздоравливать и поднимать из мертвых своих родных. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

По мнению фольклориста В. Я. Проппа, в сказке рассказывает­ся то, что в древних сообществах изображалось в обрядах посвяще­ния. Он приводит в пример новгородское сказочное повествование, в котором отец отдает своего сына «лесовому деду», то есть, духу, персонажу нечеловеческого мира. Дед уводит мальчика в глубокую лесную чащу, в свой дом. Пребывание в избушке сопровождается жестоким испытанием ребенка: дед трижды сажает его на лопату и засовывает в печь, в огонь, что обозначает смерть. После такого закаливания мальчик понимает язык зверей и сам умеет превра­щаться в животное, а значит, становится могущественным охотни­ком. В сказке сюжет разворачивается в точном соответствии с об­рядовыми действиями посвящения. Только в сказке инициация носит индивидуальный характер, в то время как в реальном историческом плане это были коллективные обрядовые действа.

Категории:На этой странице материал по темам:

  • Обряд инициации латынь

  • Не сущетвует ни одной культурной традиции в которой

  • Обряд посвящения сказки что такое

  • Современные ритуалы инициации реферат

  • Какие существуют инициации

Вопросы к этой статье:

  • Какие бывают виды инициаций?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Инициация – переход, обряд перехода, таинства, посвящения внутри какого-либо общества. Обряд инициации у славян – это ритуал перехода человека на новую ступень жизни. Торжественный обряд инициации проводился с участием жреца или главы общины, деревни, семейства. Женская инициация отличалась от мужской в силу разницы жизненного предназначения.

Славянский обряд и ритуал инициации

Обряд инициации мог проходить по разным причинам – переход из одного вида деятельности в другой, принятие родового тотема, возрастной переход и прочее.

Выделяются следующие обряды инициации для:

  • жениха и невесты, новобрачных;
  • молодёжи, только вступающей в брачный возраст;
  • некоторых детей, подростков при имянаречении;
  • молодых бойцов, юношей;
  • волхвов или жрецов и другие.

До нас дошел неполный набор этапов принятия «новичка» в новое качество. К тому же обряды посвящения вполне могли быть частью любого календарного или семейного события. Вся инициация всегда проходила публично.

Вот что должен быть сделать человек на этих испытаниях:

  1. Показать свои умения.
  2. Принять участие в общественных мероприятиях по этому поводу.
  3. Пройти испытание на ловкость, телесную силу, смекалку, сообразительность, моральные устои и пр.
  4. Перетерпеть насмешки, шутки от старших для закалки характера и отработки навыка принимать быстро и точно нужные решения.
  5. Участвовать в совместном пиршестве.

После чего человек принимался народом уже в новом качестве. К примеру, девочка после принятия в «девушки» уже могла оставаться в соседних домах на вечерние посиделки парней и девчат.

Различают славянских обряда два – женская инициация и мужская инициация. Иногда они могут быть объединены, в зависимости от смысла и значения.

Славянская женская инициация

Для девочек инициации могли происходить на бытовом уровне, как бы приучая к будущей взрослости постепенно. Так, мама или бабушка могли время от времени устраивать небольшие «экзамены» будущей хозяйке. Это касалось рукоделия, приготовления пищи и прочего. Но самым важным было признание пройденного этапа, начиная от младенчества. В разных культурах в разные годы это совершалось в 3, 5 или 7 лет. Девочке заплетали косу – до этой поры принято было воспринимать дитя бесполым.

Действо проходило так:

  1. Девочку сажали на веретено, чесальный гребень, прялку или рядом с ними.
  2. Заплетали косу.
  3. Одевали женскую одежду впервые.
  4. Угощали вкусными блюдами всех участников ритуала.

Следующим этапом было имянаречение, имена подбирались обдуманно, соответственно каким-либо проявленным качествам ребенка, родовым предпочтениям, либо по иным соображениям.

Когда девочка вырастает в девушку, то совершается обряд совершеннолетия, который не привязывался к тому возрасту, к которому принято сейчас по закону страны определять совершеннолетие. У девушки эта пора наступала с первыми «женскими циклами». В это время девушке дарили веретено и прялку, кокошник, который передавался от матери к дочери.

«Вскочить в поневу» – это обозначает, что девушка дает понять окружающим, что она может считаться невестой и все женихи могут уже начинать к ней свататься. Понёва – это часть национальной славянской одежды, пышная трехполотнянная юбка. Испытание заключается в том, чтобы девушка сумела спрыгнуть с лавки в юбку. Но до этого девушке дается право проявить характер, она трижды произносит: «Хоцу – вскоцу, хоцу – не вскоцу».

Много еще можно деталей описать и обрядов, связанных с развитием и почтением женского начала у славян. Это и инициация женщины засватанной, когда родители жениха проверяют ее искусство и мастерство в ведении домашнего хозяйства приготовлении пищи, знание традиций и так далее. Это и период первых дней супружества или свадебные ритуалы посвящения в переход к семейным людям.

Славянская мужская инициация

Первая инициация мальчиков происходила по тому же принципу, что и у девочек, только с половой разницей в атрибутике. В Древней Руси мальчиков ритуально «сажали на коня» уже с 2, 3 или 5 лет.

Действо имело следующие особенности:

  1. Мальчика сажали на деревянного коня, саблю, борону, топор, или рядом с этими предметами.
  2. Стригли волосы ребенку.
  3. Надевали на него первую его мужскую одежду.
  4. Раздавали угощения всем участникам обряда.

Старших мальчиков, возрастом 12-14 лет, могли испытывать на выживание в лесу одному или во вступлении в школу боевых искусств, если мальчик из военного сословия, и так далее. Так, этнограф Балушок В.Г. в статье «Инициации древних славян» для научного журнала «Этнографическое обозрение» (№4, 1993г.) писал о том, что мальчиков-подростков или юношей могли изгонять из поселения на вольную жизнь с целью выживания и становления самостоятельной личности, взросления.

Такое изгнание сопровождалось своеобразным обрядом «посвящения в волки». На юношей надевались шкуры волков, опоясывали специальным поясом, на котором завязывались магические узелки. Такой пояс символизировал получение юношей власти, силы как мужчины. Далее осуществлялось театрально-ритуальное действо изгнания волка из деревни. Какое-то время такие юноши должны были жить отдельно, добывать самостоятельно себе пищу. Строить жилище, в котором можно укрываться от дождя и ветра.

Встречали возвращающихся юношей, «побивая» палками, дабы изгнать из них волчью суть. Потом на них надевали белые рубахи, подпоясывали родовым поясом, что обозначало, что юноша принимается в общины как уже повзрослевший мужчина. Во всем этом видится, что здесь не только приобретались опыт и навыки самостоятельности мальчиками, но также они переживали некий переворот сознания, учились управлять мужской агрессией, направлять ее в дело.

В любом обряде при славянской инициации прослеживается один и тот же смысл – что-то умирает, а что-то новое нарождается. Поэтому многие ритуалы, которыми сопровождается обряд инициации, часто предлагают сыграть главному участнику свою символическую смерть, пройти через умирание, а затем зарождение. Каждый из кандидатов, если проходит все испытания, полностью ощущает себя в новом качестве, принимает новый свой статус и потом проживает следующий отрезок жизни.

Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя.

Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.).

Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание:

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях.

3. Помощь при родах и травмах.

4. Остановка кровотечений.

5. Кровопускание (мелкие стрелы).

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

Возникновение религиозных представлений.

Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.

Анимизм — одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона).

В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

>ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.