Гроб больше покойника
Смерть, уход из жизни. Как ни назови, терять близких всегда тяжело. Чаще всего родственники совершенно к этому не готовы. Так было и в этой большой и дружной семье. Скончался глава семьи – дед. Ему было немного за пятьдесят, здоровый мужчина в полном расцвете сил. Он даже не знал, где поликлиника находится, да и не болел вовсе. Умер от сердечного приступа во сне. Не стало дедушки в один миг.
Организация похорон в середине 70-х гг. была не та, что в наше время. Специальных служб и похоронных агентств не было. Город, в котором все происходило, был небольшой. Гробы продавали только в двух местах. И ни в одном из этих мест не смогли подобрать гроб по размеру. То слишком маленький, то слишком большой. Ну, большой не малой. Решили подушку побольше положить да цветами обложить. Хоронили из дому, да еще три дня покойник должен был дома ночевать.
Привезли гроб домой, положили подушку, на нее покойника, а места в гробу хоть отбавляй. Что в ширину, что в высоту. Просторненько так. Соседка, местная сплетница баба Галя, как глянула, так сразу и выдала: «Ох! Гроб большой, не к добру! Ждите еще смерть».
Первая ночь прошла спокойно. Ни скрипов, ни прочей мистики. В квартире собралась родня семьи Н., стоял гул от разговоров. Ведь часто бывает возможность встретиться родне на похоронах или свадьбах. Примерно к десяти утра, когда родственники собрались на кухне, покойник остался один в гостевой комнате минут на пять. Так в этот момент раздался грохот. Гроб свалился с табурета, словно покойник повернулся. Но всему есть объяснение. Гроб был огромный, небольшой наклон покойника привел к падению. Женщины в крик: «Где видано, что покойник из гроба выпал?!»
Решили положить в гроб перину, подушку и покойного. Накрыли покрывалом и снова обложили цветами. И больше покойного одного не оставляли. Следили, «чтоб не убежал», так поговаривала сестра покойного.
День похорон. Народу у парадной собралось человек сто. Уважали главу семьи Н. Стали выносить покойного, а гроб в лестничном пролете не повернуть. Ведь вносили гроб без покойного, так и крутили, как хотели, а с покойным не выходит. Крутили, вертели, не могут вынести покойного. В итоге сначала гроб вынесли, следом покойного. Бабки, тетки охают, ахают. А баба Галя в самом центре событий, так и несет чушь суеверную.
Попрощались с дедом все те, кто на кладбище не поедет. Погрузили покойного в катафалк, засуетились. Большая часть народу решили катафалк проводить до конца улицы. Суета, неразбериха. Кто куда!
Катафалк тронулся, толпа ринулась вслед за ним. В один миг раздался крик. Народ колыхнулся в сторону и затих. Под катафалк попал шестилетний внук покойного деда. Ребенок погиб мгновенно от полученной черепной травмы.
Скорая, милиция, скандал, истерика родственников. Крики проклятия в сторону бабы Гали за ее поганый длинный язык. Пока все улеглось, дедушку похоронили к вечеру.
P.S: К смерти близких обычно никто не готов, да и организация похорон является не только способом отдать последнюю дань близкому человеку. Как многие из нас пытаются сделать все на высшем уровне, вложить в похороны сотни тысяч и придавить черным гранитом с золотыми буквами. А ведь самое главное, чтоб гроб был по размеру.
Содержание
Приметы перед похоронами
- Если кто-то умирает в доме, то там завешивают все зеркала и другие отражающие поверхности. Рекомендуется строго соблюдать это правило, поскольку, как известно, зеркала являются дверьми в потусторонний мир. Их закрывают, чтоб мечущаяся душа случайно туда не угодила, т.к. выбраться оттуда будет невозможно. Зеркала держат завешенными 40 дней.
- Когда человек умер, его надо как можно быстрее переложить с кровати на стол, т.к. его душе каждое перышко, находящееся в подушке, доставляет большие муки.
- В комнате, где находится усопший, закрывают двери, окна, форточки. Надо следить, чтоб туда не заходили домашние животные. Очень плохо, если кошка запрыгнет на умершего человека; собака своим лаем или воем может пугать мечущуюся душу.
- До тех пор, пока в доме находится покойник, на окно «для обмывки души» ставят чашку с водой, а снаружи вывешивают полотенце, в течение 40 дней душа, блуждая по земле, купается и утирается.
- Надо проследить, чтобы у умершего не открывались глаза или глаз. Старые люди говорят, что если у усопшего приоткрыт глаз, значит, он высматривает себе попутчика, и кто попадет под этот взгляд, вскоре умрет.
- Чтобы от покойника не было вреда, в комнате на всю ночь зажигают лампаду, а на порог кладут еловые ветки, чтобы выходящие, наступая на нее, стряхвали смерть со своих ног.
Что об этом думает церковь
Церковнослужители рассматривают смерть как переход души в Божье Царство. Тело же считается временной земной оболочкой. Есть целый ряд правил погребения, высказывающих веру в воскресение усопшего. Правда, эти обряды не имеют ничего общего с народными суевериями.
Церковь не запрещает родственникам нести тело умершего. Языческое поверье препятствует постижению истины, вера же отрезвляет и просвещает. Близким нельзя поддаваться горю, нужно мыслить здраво. Взяв на себя эту обязанность, они проявляют почтение к умершему, провожают его в последний путь. Душа при этом быстрее сможет попасть к Всевышнему.
Тело усопшего должны выносить люди, не находящиеся с покойным в кровных родственных связях. Именно так утверждают многочисленные народные суеверия. Таким способом люди привлекают очередные беды и несчастье, эту обязанность нельзя возлагать на близких.
Но церковь такого мнения не разделяет. Верующие утверждают, что нет ничего плохого в участии родственников в похоронной процессии. Благодаря этому они смогут быстрее смириться с утратой.
«Заложные» покойники
Автор книги «Кто есть кто в мире мифологии и религии» (Москва, 2010 год издания) Галина Петровна Шалаева написала, что с древних времен на Руси существовало три типа похорон: кремация, закапывание в землю и оставление в безлюдном месте. После прихода христианства от сожжения трупов на костре отказались, но стали зарывать на освященной церковью земле только тех покойников, которых считали чистыми. То есть, умершими своей смертью, не совершив тяжелых грехов.
Дело в том, что представители восточнославянских народов испокон веков обожествляли землю. Ее плодородную, «материнскую» силу нельзя было осквернять мертвецами, чья погибель связана с тем или иным видом насилия. Самоубийц, утопленников, преступников и тех, кто был убит разбойниками, не хоронили в земле. Потому что считалось, что их души не найдут покоя в загробном мире. То же самое относилось и к скоморохам, добровольно взявшим на себя грех лицедейства.
Всех подобных мертвецов, считавшихся «неблагонадежными», русские просто оставляли в пустынном месте, завалив ветками, или прятали от посторонних глаз в каких-нибудь развалинах, заложив камнями. Именно поэтому таких обитателей потустороннего мира называли «заложными» покойниками. В народе считалось, что они обречены на вечные скитания между мирами мертвых и живых, постепенно становясь представителями нечистой силы.
Похоронные запреты
Жители России и по сей день соблюдают множество запретов, связанных с похоронами. Но в целом, эти приметы можно разделить на две группы:
- нельзя, иначе покойнику будет плохо;
- нельзя, иначе живые рискуют вскоре отправиться в мир иной.
В первую группу входит обязательное требование завесить все зеркала в доме, потому что иначе душа, которая не покидает мир живых вплоть до 40 дня после кончины, может испугаться собственного отражения. Людей не хоронят в округлых украшениях (кольцах, браслетах), ведь они способны помешать покойному уйти на тот свет, создав своеобразную магическую преграду. К тому же, на похоронах нельзя шуметь, скандалить, спорить и говорить плохо об усопшем – это заставить его страдать на том свете.
Вторая группа похоронных запретов гораздо более обширна: люди переносят свой страх перед смертью на всю атрибутику, предметы и вещи, связанные с погребением. Их ни в коем случае нельзя забирать домой с кладбища. Кроме того, чтобы покойник больше никого не взял с собой в иной мир, нельзя:
- класть в гроб вещи живых людей;
- обгонять похоронную процессию, идти впереди нее;
- одевать усопшего в красное (цвет крови);
- забивать крышку гроба в доме;
- оставлять глаза мертвеца открытыми;
- нести его на кладбище вперед головой;
- задевать гробом о дверной косяк;
- приходить на похороны и поминки в светлой или яркой одежде;
- целовать усопшего в губы;
- оборачиваться, возвращаясь с кладбища.
Со страхом смерти связан и запрет беременным женщинам, а также маленьким детям присутствовать на погребальной церемонии. Для них энергии потустороннего мира могут оказаться губительными. Сильно убиваться или, напротив, выглядеть веселым тоже нельзя – можно привлечь внимание злых сил.
Впрочем, количество похоронных запретов и связанных с ними примет явно выходит за рамки разумной предосторожности. Здесь приведен далеко не полный список, поскольку в каждом регионе существуют свои, особые традиции.
С кладбища – задом наперед
Некоторые особо опасливые люди даже в ХХ веке предпочитали возвращаться с кладбища задом наперед, даже если путь от церковного погоста до дома был неблизкий. Суеверные жители отдаленных деревень опасались, что за ними может увязаться не упокоенная душа, которая вполне способна свести в могилу здорового человека.
В книге сибирской собирательницы магических обрядов Натальи Ивановны Степановой «Молитвенный щит. Заговоры и обереги» (Москва,2008 год издания) приведен «Оберег от блуждающей души», который полагалось нашептывать, двигаясь задом наперед. Вот его текст: «Спаси, Господи, душу мою и обереги меня от в ночи блуждающей души неприкаянной, восставшей прежде времени от пелен своих, не имущей места покоя своего, кою не держит ни покров земли, ни крест в ногах, ни икона в головах, ни гвозди в гробовой крышке, а только слово Твое запретное законом будет ей. Уповаю на Тебя, Господи, как на крепость святую и нерушимую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
После возвращения с кладбища полагалось тщательно умыться, а лучше – попариться в заранее натопленной бане. Затем следовало посмотреть на горящий огонь свечи или коснуться очистительного тепла русской печки. Считалось, что это поможет человеку освободиться от потусторонней скверны, которая могла прицепиться на погосте.
Кстати, русская православная церковь на протяжении всей своей истории боролась с подобными традициями. Об этом в своей статье «Как мы вредим душе умершего. Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?» написал иерей Алексий Плужников. Например, пережитком дремучих верований автор считает традицию оставлять для покойного стакан с водкой.
Определенную долю вины в массовом отступлении от христианских канонов иерей возлагает и на священников, ведь некоторые из них не разъясняют людям пагубность подобных языческих обрядов и даже умудряются зарабатывать на невежестве населения. Например, недобросовестный поп может продать родственникам покойного церковную землю, необходимую для погребения, или освятить квартиру, в которой находился усопший. Разумеется, тоже не бесплатно.
Кому можно нести гроб
Обязанность нести гроб к месту захоронения русская народная традиция возлагает на соседей, знакомых, друзей или коллег усопшего. Но его родственникам делать это строго воспрещено.
У данного табу есть два возможных объяснения. Одни знатоки народных поверий связывают запрет с желанием оградить семью покойного от возможных новых смертей, чтобы следом за усопшим родственником не ушли в мир иной и те, кто нес его гроб. Согласно другой трактовке, мертвец может затаить обиду на близких по крови людей, и решить, что они рады поскорее отправить его на погост.
Впрочем, вынос гроба из дома – дело опасное с магической точки зрения. И даже соседям или коллегам покойного следует позаботиться о защите от потусторонних сил. Часто люди несут гроб, повязав на руки полотенца, которые можно снять лишь после завершения скорбной миссии.
На данную тему в статье «Традиции и ритуалы. Может ли помогать исполнение суеверий?» однозначно высказался архимандрит Августин (Пиданов). Представитель РПЦ назвал запрет нести гроб с покойным его родственникам абсолютно необоснованным с точки зрения канонов православия, тем более нелепо говорить о возможности обидеть мертвую душу и желании поскорее избавиться от усопшего.
Архимандрит заявил: «Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о радости? Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием, он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику».
Православная церковь, напротив, поощряет участие близких по крови людей в процессе похорон, ведь им предоставляется возможность в последний раз проявить свою любовь и благодарность к человеку, покинувшему бренный мир.
И в большинстве стран мира запрета на вынос гроба для родственников покойного не существует.
Суеверия, связанные с похоронами
Что нужно сделать, чтобы душа покойного не вернулась в дом?
- Самое распространенное суеверие гласит, что если покойника выносить из дома вперед ногами, то он уже никогда не сможет вернуться обратно. Считается, что вынесенный таким образом усопший видит, куда его несут, но не видит откуда и, соответственно, не найдет дорогу домой. Так ли это или нет, никто сказать не берется, но определенно суеверие оказалось очень живучим.
- При переносе гроба через порог нельзя даже случайно ударить им о стены дверного проема. Но обязательно нужно трижды ударить о порог. Таaким образом, человек якобы кланяясь прощается со своим домом. В современном мире это действие трансформировалось в «качание». Несущие гроб три раза раскачивают его вверх-вниз над каждым порогом, имитируя поклон.
- При транспортировке тела умершего аналогично рекомендуется «качать» гроб на каждом перекрестке, у дворов знакомых ему людей или возле уличных распятий и храмов. Во всех этих случаях процессия, сопровождающая тело, должна немного отстать от несущих гроб, чтобы запутать душу покойного и не дать ей запомнить дорогу обратно.
Соблюдение всех вышеперечисленных ритуалов не может, однако, гарантировать того, что усопший не захочет все-таки забрать кого-то из близких с собой на тот свет. Такое намерение он может продемонстрировать, открыв глаза безо всякой на то причины. Тот, на кого упадет «взгляд» мертвеца, будет следующим. Также не рекомендуется хоронить тело до полного окоченения, иначе в течение года умрет еще кто-то из семьи.
Смертельные приметы
Приметы о смерти человека.
—Если вдова собирается вновь выйти замуж, то она должна положить в гроб покойника неподпоясанным и незастегнутым.
—Вдове нельзя носить серьги, так как это может позволить себе только замужняя женщина.
—Вдова не должна быть в церкви, когда венчают молодых.
—Если при жизни сделаешь для себя гроб и будешь хранить в нем пшеницу, то долго не умрешь.
—Увидеть самого себя идущим по улице или, как говорят, двойника увидеть — скоро умереть.
—На могилах злых людей вырастают дурные травы: крапива, волчец, чертополох.
—На могилах праведников и жертв несчастной любви вырастают розы, лилии, боярышник.
—Земля из семи могил с различных кладбищ ослабляет у боязливых страх перед покойниками, предохраняет от заразного покойника и болезней, не подпускает смерть к данному дому, помогает при повальных падежах скота, при этом ограждаемое животное должно быть обсыпано такой землей троекратно.
—Если, копая могилу, могильщики случайно попали на старую, где уцелели кости, то новый покойник благополучно начинает загробную жизнь и не будет «являться» и «беспокоить» оставшихся в живых родственников.
—Но это же приобретает совершенно другое значение, если могильщики роют могилу па заведомо известном старом захоронении.
—Если гроб не входит в могилу и ее приходится расширять, то это значит, что либо земля не хочет принимать грешника, либо вслед за погребенным скоро придется хоронить и нового покойника, его родственника.
—Если могила обваливается, то следует ожидать другого мертвеца из того же дома, причем если могила обваливается с южной стороны, то умрет мужчина, с северной — женщина, с восточной — старший в доме, с западной — дитя.
—Чтобы не бояться покойника, его хватают за ноги.
—Чтобы не бояться покойника, надо из савана ниточку выдернуть.
—Если ноги у покойника теплые — значит, зовет за собой.
—Покойника дружно как можно скорее снять с постели и положить на стол, так как душа его якобы мучается за каждое перышко в перине и подушке.
—Если под стол, на котором лежит покойник, положить кусок хлеба с солью, то в этом году никто из семьи не умрет.
—Если у покойника открываются глаза, то это предвещает вскоре другого покойника в доме, потому что покойник высматривает, кого взять с собой.
—Если покойник глядит одним глазом — высматривает другого.
—Когда человек умирает с открытыми глазами, то говорят, что в этом доме будет еще покойник.
—Покойнику обязательно нужно закрыть глаза, чтобы он не высматривал, кого из живых увести за собой на тот свет.
—Покойника обмыть и обрядить нужно, пока он не остыл, а лучше это сделать, пока еще человек не представился и дышит, иначе он предстанет пред Божиим, будучи нечистым.
—Покойника обмывают непременно вдовы ;
—После того как покойника обмоют, обрядят и положат в гроб, все участвовавшие в этом греют руки над огнем, который разводят из щепок и стружек оставшихся от вытесанного гроба: делают это для того чтобы руки не боялись ни холода, ни мороза.
—В доме, где лежит покойник, не метут до выноса тела: сор при покойнике вымести — всех из дому выносить.
—Зеркала в доме, где покойник, завешивают, чтобы он не мог в них смотреться.
—Покойнику дают в руки платок, чтобы было чем пот во время Страшного Суда отереть.
—До тех пор пока покойник в доме, на окно, выходящее на улицу, нужно ставить чашечку с водой — на «обмывку» души.
—После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце: душа шесть недель витает по земле, купается и утирается.
—Солому, на которой лежал покойник, сжигают за воротами.
—Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам, «чтобы петухи опели».
—Образ, который стоял перед покойником, спускают на воду.
—Если гроб не в меру велик, быть еще покойнику в доме.
—Если могила, приготовленная для покойника, по какой-либо причине окажется больше мерки, снятой с покойника, то это означает опять скорого покойника в доме.
—Если у покойника тело вялое, мягкое, то быть в доме еще одному покойнику.
—При эпидемиях, повальных и заразных болезнях покойника выносят вперед головой.
—Покойника не должны нести родные, чтобы не подумали, что они рады его смерти.
—Если забыть гробовую крышку в том доме, откуда вынесли покойника, то это предвещает в скором времени другого покойника в этом же доме.
—Если после того, как со двора вынесли покойника, забудут закрыть ворота, то в ближайшее время умрет еще кто-нибудь из членов семьи.
—Когда несут покойника, то не смотрят в окна собственного дома и не оборачиваются назад, иначе еще кто-нибудь умрет в семье, так как тем, что смотрят в окно как бы призывают живых за покойником.
—Если покойника проносят мимо дома, то в окно нельзя смотреть, а надо выходить за ворота на улицу.
—Если ребенок ест, и в это время проносят мимо дома покойника, то надо под колыбельку поставить воду.
—Если перейдешь дорогу, когда несут покойника, то заболеешь, будут наросты на костях, чтобы излечиться от нароста надо подавить этим наростом о пятку покойника, тогда нарост разойдется, пройдет.
—Отвозя покойника в церковь, хозяин дома должен, наклонившись к земле, посмотреть из-под саней на ноги лошади, чтобы лошадь потом не спотыкалась, или же с той же целью в хомут втыкают иголку без ушка.
—Мерку с покойника кладут с ним в могилу.
—Прежде чем опустить покойника в могилу, бросают грош для выкупа места на том свете.
—В некоторых местах покойнику под голову кладут мешочек с его волосами, собранными покойным за всю его жизнь, чтобы дать на том свете отчет в каждом волоске.
—Чтобы потом не бояться покойника, бросают в могилу ком земли.
—С похорон — домой, так руки — к печи: с проводов покойника надо руки погреть, чтобы не занести домой смерть.
—После похорон заглядывают в печь, чтобы не бояться.
—Щепы от гроба нужно выносить дочиста вон со двора.
—Стружки от гроба не жгут, а пускают на воду.
—Жечь щепу от гроба, то покойнику будет жарко.
—Чтобы не слишком тосковать по покойнику, надо к сердцу прикладывать землю из могилы и натирать ею.
—После покойника сорок дней хмельного в рот не берут.
—После покойника сорок дней надо на столе держать мед и хлеб, и должна теплиться лампада.
—Гул в трубе — душа покойника пришла.
—Кто сорок покойников проводит, тому прощаются три тяжких греха.
—Когда покойника выносят из дому, то сыплют ему вслед житом, чтобы в доме никто более не умер.
—Встреча с похоронной процессией — к несчастью, молятся Богу об отвращении несчастья.
—Согласно другим представлениям, встретить похороны на улице, наоборот, предвещает счастье, но счастье в будущем, а в этот день успеха не жди.
—Если всадник не сойдет с коня при встрече с похоронной процессией, то он скоро тяжело заболеет.
—С похорон ни к кому нельзя заезжать — привезешь смерть в дом к тому человеку, к кому заехал.
—Когда останавливается погребальная процессия, провожающие должны брать горсть земли, тереть ею руки и бросать вперед, чтобы этот покойник был у них последним.
—Перед опусканием гроба в могилу родные покойника бросают туда какую-нибудь монету, показывая тем самым, что покойник не даром взял, но купил себе место.
—Как только падает на гроб первая горсть земли, будет ли это сделано священником или без него, душа окончательно расстается с телом, немногочисленные прозорливцы видят в этот момент душу на выходе из могилы то радостной, то плачущей.
—По возвращении с похорон необходимо трижды приложить ладони к печи или потереть о нее руки, чтобы смерть с кладбища не привезти в дом, чтобы смерть онемела, как печь, и чтобы околели клопы и тараканы, а затем о пол, чтобы околели блохи.
—Умершему шьют саван крупными стежками, на живую нитку и иглою не к себе, а от себя, ибо в противном случае все домочадцы вымрут.
—О душах самоубийц думают, что они все идут к дьяволу, про самоубийц говорят: «Душу дьяволу отдал».
—На могилу самоубийцы сыплют несколько пшеничных зерен и смотрят издалека: если птица не станет клевать тех зерен, то не надо и поминать покойника, исключая субботы Дмитриеву и Всех Святых, если же видят, что птица клюет зерна, то кидают их и потом на могилу в продолжение года и даже двух и поминают умершего.
—Если человек вздрогнет без всякой видимой на то причины, значит, смерть посмотрела ему в глаза: такой человек должен готовиться к смерти, которая не замедлит наступить.
—Когда смерть подступает к человеку, она долго держит его за нос, отчего последний обостряется и холодеет, поэтому дни больного сосчитаны, если у него нос заострился и стал холодным.
—В вечернюю сумеречную пору тяжелобольному дают в руку кусок хлеба, который потом кто-нибудь из родных относит на дорогу: если положенный хлеб уцелеет до восхода солнца, то больной еще может выздороветь, а если не уцелеет, то непременно умрет.
—Смертельно больной человек обычно лежит лицом к стене, отвернувшись от оконного света.
—Если умирающий попросит меда, масла, молока и вообще чего-нибудь съестного, то никто не должен ему это давать, так как в противном случае он унесет с собой в могилу всю удачу на эти предметы и оставшиеся домочадцы постоянно будут нуждаться в том, что было подано просителю.
—За несколько часов до смерти больной обычно чувствует облегчение, тем вероятнее будет кончина больного, если он попросит повернуть его на левый бок.
—Больной умрет, если напутствующий его священник долго перелистывает требник, чтобы отыскать нужное место и вообще медлит во время требы.
—Больной непременно умрет, если напутствовавший его священник вернется за забытым предметом или же, обернувшись назад, укажет на забытую вещь одному из своих провожатых.
—Человеку будет легче отходить, если в доме откроют все окна и двери или вынут верхний дверной косяк.
—Если умирающий удержал в руках зажженную свечу во время отхода, то он умер праведником.
P.S. Плиз, не судите строго!!!
Новость отредактировал Anomaly — 17-09-2011, 19:40 17-09-2011, 19:40 by EngysПросмотров: 55 363Комментарии: 19 +16
Ключевые слова: Смерть примета
Добавить комментарий